Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Полански, Роман

Roman Polanski

кинорежиссер польского происхождения.
(настоящее имя - Раймунд Либлинг)

Родился 18 августа 1933 в Париже. В 1937 родители переехали в Польшу и после начала Второй мировой войны оказались в концентрационных лагерях (где его мать погибла). Мальчику, которого на протяжении нескольких лет укрывали разные семьи в польской глубинке, удалось спастись. В 1955 снялся в фильме Анджея Вайды "Поколение", а затем поступил в киношколу (Лодзь).

Мировую известность приносит его полнометражный кинодебют "Нож в воде" (1962). Ограничив место действия фильма пространством яхты, на которой находятся трое людей, режиссер создает чрезвычайно напряженную драму о противостоянии характеров. "Нож в воде" получает приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции и даже выдвигается на «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм», хотя фильм поставлен никому не известным режиссером.

Благодаря "Ножу в воде" получает приглашение поработать в Европе. В 1965 выходит "Отвращение", мрачная история о привлекательной девушке (Катрин Денев), которая поселяется одна в квартире и, попадая под власть своих сексуальных комплексов, сходит с ума. Снова используя ограниченное пространство (тема квартиры, кстати, появится в его творчестве еще не раз), Полански нагнетает напряжение на уровне лучших фильмов Альфреда Хичкока и мастерски обыгрывает невинную, ангельскую внешность Денев, безупречно работающую как контрапункт к происходящим на экране кошмарам. "Отвращение" получает Серебряного Медведя и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Берлине. В следующем году Полански получает в Берлине уже главный приз – «Золотого Медведя» – за трагикомедию Тупик.

Его чувство черного юмора проявляется в фильме "Бал вампиров, или Извините, но у меня в шее ваши зубы" (1967), великолепной пародии как на конкретные британские фильмы ужасов, популярные в 1960-е, так и на весь жанр в целом. Стилистически фильм получился очень сильным, Полански создал целый мир, не похожий на реальность, и самодостаточный в своей жутковатой красоте, похожий скорее не на готические ужасы Европы, а на фантазии Гоголя из "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Сам режиссер также хорошо сыграл слугу, одержимого поиском вампиров профессора.

После успеха "Бала вампиров" (в котором сыграла его будущая супруга Шарон Тейт) берется за экранизацию бестселлера Айры Левина "Ребенок Розмари", о девушке, которую зловещая секта использует для зачатия ребенка от Сатаны. В результате получился не только один из лучших фильмов ужасов всех времен, но и своеобразный этап в истории кино. Психопатологические мотивы "Отвращения" и дьявольские – "Бала вампиров" – доведены в этой картине до совершенства. Безупречный актерский состав (любопытно, что роль мужа Розмари играет Джон Кассаветис – режиссер, в те годы лидер авторского, независимого кинематографа США) во главе с актрисой Миа Фэрроу, яркая незабываемая мелодия композитора Кристофера Комеды, работа оператора Уильяма Фрейкера и художника Ричарда Силберта – все это выше всяких похвал. Уникальность режиссуры Поланского в том, что он не расставляет точки, не переходит грань между реальностью и вымыслом. Действительно ли Розмари беременна от дьявола или происходящее – лишь порождение ее воспаленного сознания? Решать об этом зрителям.

После "Ребенка Розмари" Полански входит в число если и не ведущих постановщиков Голливуда, то во всяком случае, самых перспективных, становится чрезвычайно модной фигурой, прославившейся благодаря фильму о дьявольской секте. Вымысел оборачивается кошмаром, а судьба поворачивается к этому талантливому человеку своей немыслимой по степени ужаса стороной.

9 августа 1969 беременная жена Поланского Шарон Тейт убита в своем доме в Голливуде группой молодых людей, возглавляемых неким Чарли Мэнсоном, проповедовавшим странное мистическое учение, замешанное на дьявольщине и садизме. По случайности самого Поланского дома не было. После убийства Тейт он возвращается в Европу. В 1971 снимает "Макбет", делая упор на брутальную, натуралистическую, болезненную сторону произведения Шекспира. Национальный совет кинокритиков США называет "Макбет" лучшим фильмом года.

Свой, вероятно, лучший фильм Полански снимает в 1974, вернувшись в Штаты. "Китайский квартал" – переосмысление жанра «черного фильма», детективов, популярных в Голливуде в 1940–1950-е гг. Действие происходит в Лос-Анджелесе 1930-х, насквозь пропитанном коррупцией. Главный герой в феноменальном исполнении Джека Николсона – прямой потомок сыщиков, сыгранных Хамфри Богартом в "Мальтийском соколе" (1941) и "Большом сне" (1946), прячущий под внешним цинизмом и безразличием ужас и растерянность перед окутывающей окружающий мир завесой зла. Собственно, личность, безуспешно пытающаяся вырваться из все более опутывающих ее сил зла и есть ключевая тема всего творчества Поланского. Тема, конечно, не оптимистичная, но, безусловно, честная. Особенно если учесть судьбу режиссера. "Китайский квартал", ставший квинтэссенцией этой темы, получил премии «Золотой глобус» как лучший фильм-драма и за лучшую режиссуру, а также принес сценаристу Роберту Тауну «Оскар» за его великолепную работу.

В "Китайском квартале" режиссер достиг вершины своего мастерства, превзойти которую или поставить что-то на близком уровне он так и не сумел. В 1976 снимает триллер "Жилец", о человеке, одержимом паранойей во все той же отдельно взятой квартире. А на следующий год Полански попадает в историю с растлением малолетних (инцидент с 13-летней девушкой) и успевает покинуть США до ареста.

В 1979 выходит Тесс, экранизация романа Томаса Харди "Тесс из рода д'Эрбервиллей" о жизни жителей английской деревни 19 в. Тесс открывает миру актрису Настасью Кински и приносит Поланскому его вторую номинацию на «Оскар» за режиссуру. Следующая работа, приключенческая «черная» комедия "Пираты", поставленная с огромным для 1986 бюджетом в 30 млн. долл., терпит сокрушительный провал в кинопрокате. Относительным успехом пользуется хорошо сделанный триллер "Неистовый" (1988), в котором режиссер работает с голливудской суперзвездой Харрисоном Фордом. Эротическая мелодрама "Горькая луна" (1992) – полная неудача и низшая точка в карьере режиссера. В 1994 он берет частичный реванш с драмой "Смерть и дева", поставленной по пьесе Ариэля Дорфмана. Фильм, действие которого, по доброй традиции Поланского, ограничено домом и тремя персонажами, отличает прежде всего впечатляющая игра актрисы Сигурни Уивер. Фильм "Девятые врата" (1999), начинавшийся как захватывающий мистический триллер, с развитием сюжета становился все скучнее и банальнее и закончился как полная неразбериха. После "Девятых врат" Поланского окончательно списали как классика, когда-то снимавшего хорошее кино.

В 2001 начинает работу над кинокартиной "Пианист". В основу положены мемуары известного польского музыканта и композитора Владислава Шпильмана, чудом спасшегося от смерти в варшавском гетто во время Второй мировой Войны. Приблизившийся к семидесятилетию режиссер решает впервые обратиться к теме, знакомой ему (в отличие от подавляющего большинства других режиссеров, снимавших и снимающих о Второй Мировой войне) не понаслышке. На главную роль Полански приглашает не слишком известного молодого американского актера Эдриена Броди. От фильма никто ничего не ждет. И – неожиданный триумф. В мае 2003 "Пианист" получил «Золотую Пальмовую Ветвь» на кинофестивале в Канне. В феврале 2004 – французскую кинопремию «Сезар» за лучший фильм года и лучшую режиссуру. В том же месяце – призы Британской Академии Киноискусства опять-таки за лучший фильм и режиссуру. И, наконец, в марте этого же года получает «Оскар» за режиссуру "Пианиста". Так как сам постановщик не может появиться на территории США, награду ему в сентябре передаст во французском городе Довилле Харрисон Форд. Кроме того, "Пианист" получает «Оскары» за лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль года. Итак, фильм собирает практически все основные кинонаграды мира, скорее всего, по причине, что впервые в истории кино, болезненная тема геноцида евреев показана без напускного героизма и пафоса. История "Пианиста" Поланского – история личности, пытающейся выжить любым путем, как животное, спасающееся от хищника, меняющее окрас и внешний вид, мимикрирующее, чтобы избежать гибели. И, что удивительно, это единственный фильм Поланского, заканчивающийся чем-то похожим на хэппи-энд. Видимо, нужна была реальная, происходившая история, чтобы убедить Поланского, что его вечный герой, окруженный вроде бы непреодолимым злом, способен преодолеть его. Неисправимый пессимист Роман Полански убедил своим "Пианистом" в этом весь мир.

http://www.krugosvet.ru/articles/110/1011091/1011091a1.htm

Актер // фильмография
 
1. Dean Tavoularis, le magicien d'Hollywood (2003) ... играет самого себя
  
2. Easy Riders, Raging Bulls: How the Sex, Drugs and Rock 'N' Roll Generation Saved Hollywood (2003) ... хроника
  
3. Месть (2002) ... Papkin
Zemsta 
4. Hommage à Alfred Lepetit (2000)
  
5. Ljuset håller mig sällskap (2000) ... играет самого себя
  
6. Коварство славы (1994) ... Roman Polanski
Grosse fatigue 
7. Простая формальность (1994) ... Inspector
Pura formalità, Una 
8. Chico Hamilton: Dancing to a Different Drummer (1994)
  
9. Снова в СССР (1992) ... Kurilov
Back in the U.S.S.R. 
10. Хью Хефнер: Однажды (1992) ... играет самого себя, хроника
Hugh Hefner: Once Upon a Time 
11. Envers du décor: Portrait de Pierre Guffroy, L' (1992)
  
12. Chassé-croisé (1982)
  
13. Evolution of Snuff, The (1978) ... играет самого себя, хроника
  
14. Жилец (1976) ... Trelkovsky
Locataire, Le 
15. Китайский квартал (1974) ... Man with Knife
Chinatown 
16. Blood for Dracula (1974) ... Man in Tavern
  
17. Afternoon of a Champion (1972)
  
18. Что? (1972) ... Mosquito, в титрах не указан
What? 
19. Чао, Федерико (1971) ... играет самого себя
Ciao, Federico! 
20. Magic Christian, The (1969) ... Solitary drinker
  
21. Wedding of the Doll (1968) ... играет самого себя
  
22. Mia and Roman (1968) ... играет самого себя
  
23. Бал вампиров (1967) ... Alfred, Abronsius' Assistant
Fearless Vampire Killers, The 
24. Lionpower from MGM (1967) ... хроника
  
25. Отвращение (1965) ... Spoon Player, в титрах не указан
Repulsion 
26. Нож в воде (1962) ... Young Boy, озвучка, в титрах не указан
Nóz w wodzie 
27. Самсон (1961)
Samson 
28. Gros et le maigre, Le (1961) ... The lean
  
29. Ostroznie, Yeti! (1961) ... Driver
  
30. Do widzenia, do jutra (1960) ... Romek
  
31. Zezowate szczescie (1960) ... Jola's Tutor
  
32. Невинные чародеи (1960) ... Dudzio
Niewinni czarodzieje 
33. Летна (1959) ... Musician
Lotna 
34. Gdy spadaja anioly (1959) ... Old woman
  
35. Dwaj ludzie z szafa (1958) ... Bad boy
  
36. Co rekne zena? (1958) ... Dancer
  
37. Koniec nocy (1957) ... Little One
  
38. Nikodem Dyzma (1956) ... Boy at Hotel
  
39. Поколение (1955) ... Mundek
Pokolenie 
40. Rower (1955) ... Boy who wants to buy a bicycle
  
41. Zaczarowany rower (1955) ... Adas
  
42. Три повести (1953) ... Genek 'The Little'
Trzy opowiesci 


Сценарист // фильмография
 
1. Девятые врата (1999)
Ninth Gate, The 
2. Горькая луна (1992)
Bitter Moon 
3. Неукротимый (1988)
Frantic 
4. Пираты (1986)
Pirates 
5. Тэсс (1979)
Tess 
6. Жилец (1976)
Locataire, Le 
7. Китайский квартал (1974)
Chinatown 
8. Что? (1972)
What? 
9. Макбет (1971)
Tragedy of Macbeth, The 
10. Bateau sur l'herbe, Le (1971)
  
11. Day at the Beach, A (1970)
  
12. Ребенок Розмари (1968)
Rosemary's Baby 
13. Fille d'en face, La (1968)
  
14. Бал вампиров (1967)
Fearless Vampire Killers, The 
15. Тупик (1966)
Cul-de-sac 
16. Отвращение (1965)
Repulsion 
17. Plus belles escroqueries du monde, Les (1964)
  
18. Aimez-vous les femmes? (1964)
  
19. Нож в воде (1962)
Nóz w wodzie 
20. Ssaki (1962)
  
21. Gros et le maigre, Le (1961)
  
22. Gdy spadaja anioly (1959)
  
23. Lampa (1959)
  
24. Dwaj ludzie z szafa (1958)
  
25. Usmiech zebiczny (1957)
  
26. Morderstwo (1957)
  
27. Rozbijemy zabawe... (1957)
  
28. Rower (1955)
  


Режиcсер // фильмография
 
1. Оливер Твист (2005)
Oliver Twist 
2. Пианист (2002)
Pianist, The 
3. Девятые врата (1999)
Ninth Gate, The 
4. Смерть и девушка (1994)
Death and the Maiden 
5. Горькая луна (1992)
Bitter Moon 
6. Неукротимый (1988)
Frantic 
7. Пираты (1986)
Pirates 
8. Тэсс (1979)
Tess 
9. Жилец (1976)
Locataire, Le 
10. Китайский квартал (1974)
Chinatown 
11. Что? (1972)
What? 
12. Макбет (1971)
Tragedy of Macbeth, The 
13. Ребенок Розмари (1968)
Rosemary's Baby 
14. Бал вампиров (1967)
Fearless Vampire Killers, The 
15. Тупик (1966)
Cul-de-sac 
16. Отвращение (1965)
Repulsion 
17. Plus belles escroqueries du monde, Les (1964)
  
18. Нож в воде (1962)
Nóz w wodzie 
19. Ssaki (1962)
  
20. Gros et le maigre, Le (1961)
  
21. Gdy spadaja anioly (1959)
  
22. Lampa (1959)
  
23. Dwaj ludzie z szafa (1958)
  
24. Usmiech zebiczny (1957)
  
25. Morderstwo (1957)
  
26. Rozbijemy zabawe... (1957)
  
27. Rower (1955)
  


Продюсер // фильмография
 
1. Оливер Твист (2005)
Oliver Twist 
2. Пианист (2002)
Pianist, The 
3. Девятые врата (1999)
Ninth Gate, The 
4. Castelnuovo (1999)
  
5. Горькая луна (1992)
Bitter Moon 
6. Afternoon of a Champion (1972)
  
7. Day at the Beach, A (1970)
  
8. G.G. Passion (1966)
  
9. Gros et le maigre, Le (1961)
 
 
http://www.kinopoisk.ru/level/4/id_actor/16563/

Роман Полански в разделе Мастер-класс:
Роман Полански. Роман - 189 K
Андрей Плахов. Всего 33 звезды мировой кинорежиссуры - 296 K

Роман Полански в разделе Статьи:
Новости кино: 14 - 20 сентября 2006
Новости кино: 21 - 27 сентября 2006

Новости кино: 8 - 14 ноября 2006

Цитаты:
Режиссеры о своих фильмах
Критика


Персоналии  
Анно, Жан-Жак
Леже, Фернан
Коннери, Шон
Махмальбаф, Мохсен
Паркер, Алан
Бергман, Ингмар
Антониони, Микеланджело
Ли, Брюс
Ханеке, Михаель
Олтмэн, Роберт
Довженко, Александр
Иствуд, Клинт
Дисней, Уолт
Висконти, Лукино
Стиллер, Мориц
Шьямалан, М. Найт
Лелюш, Клод
Крейвен, Уэс
Бондарчук, Сергей
Кесловски, Кшиштоф


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100