Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Альмодовар, Педро

Almodovar Pedro

Испанский кинорежиссер. Родился в 1949 г. в Калсада-де-Калатрава (Сьюдад-Реаль). Пришел в профессиональный кинематограф, не имея специального образования, только — опыт работы с Супер-8 и 16-мм камерами; некоторое время состоял актером в труппе "Лос Голиардос", писал рассказы, новеллы.

Альмодовар принадлежит к направлению постмодернизма, считаясь его основоположником в национальном киноискусстве. Одновременно его называют преемником Луиса Бунюэля, хотя эта преемственность носит скорее национально-биографический, нежели эстетический характер. Скандальный эпатаж произведений Альмодовар выражен в достаточно эклектическом калейдоскопе стилей, свойственных постмодернизму, цитатность (в том числе и — преимущественно — из фильмов старших коллег Бунюэля и Сауры) — свидетельство поколенческой преемственности. Тем более что неизбежные ирония и черный юмор, присущие всему поколению постмодернистов, в работах Альмодовара балансируют на грани кича, ниспровержения основ и революционного низвержения авторитетов прошлого. Однако кажущиеся импровизационность и легкость стиля режиссера, словно подчеркивающие, что он в кинематографе неофит-самоучка, нарушение всех законов монтажа, мизансцены, построения кадра, с течением времени то ли превращаются в навязчивый прием, то ли действительно дает себя знать отсутствие специального образования, так и не восполнившегося опытом. В то же время именно отсутствие академического авторитаризма, по всей видимости, способствует особой атмосфере свободы в лентах Альмодовара. Ни у кого на съемочной площадке не чувствовали себя столь раскованно такие корифеи испанского экрана, как Кармен Маура, Анхела Молина, Виктория Абриль. Именно Альмодовару обязан своей известностью Антон Бандерас, открытый режиссером.

Пик славы Альмодовара связан с такими работами, как "Матадор", "Свяжи меня". В США долгое время даже рассматривался проект римейка ленты "Женщины на грани нервного срыва" с Джейн Фондой в главной роли. Но отсутствие новых "поворотов винта", повторяемость тем и их решений в значительной степени ослабили интерес к режиссеру как на родине, так и за ее пределами. Творческая манера Альмодовара была подхвачена не столько его соотечественниками, сколько молодыми американскими кинематографистами (Тарантино, Родригес).

Любовь — основная тема творчества Альмодовара. Но режиссер никогда не рассматривает ее изолированно. Если в ленте "Лабиринт страстей" Альмодовар предлагает несколько игривый взгляд на тему, в картине "За стенами" рассказывает о любви однополой, то, начиная с фильма "И чем я это заслужила?", теме любви неизбежно начинает вторить тема смерти. И поначалу ироничное, в тонах черного юмора отношение Альмодовара, проявившееся в таких лентах, как "Женщины на грани нервного срыва", "Свяжи меня", постепенно уступает место хоть и сдобренному шутками, но все-таки достаточно трагедийному восприятию этой антитезы ("Матадор", "Высокие каблуки"), чтобы затем вылиться в откровенно кичевую действительность "Живой плоти", снятую на грани нервного срыва, дурного вкуса и цыганской мелодрамы.

Ближайшим сподвижником, другом и коллегой Альмодовара остается его брат Аугустин, продюсер в работе и наперсник в жизни.

О. Рейзен // Европейские режиссеры

Библиография: Vidal Nuria. El cine de Pedro Almodovar. Madrid, 1988.

Родился в Ла Манче — в местах, где жил легендарный Дон Кихот. Альмодовар занял лидирующее место в новой волне испанского кинематографа, переживавшем значительные перемены после смерти диктатора Франко в 1975 году. Режиссер говорит от имени поколения, которое отвергает франкистское прошлое, чтобы наслаждаться жизнью здесь и теперь. Еще до того, как его картина «Чем я это заслужила?» (Que He Hecho Yo Para Merecer Esto?,1985) стала международным хитом, он успел стать культовой фигурой, например, благодаря одной из ранних лент «Лабиринт страстей» (Laberinto De Pasiones, 1982).

Приехав в 1967 году в Мадрид, Альмодовар влился в круг артистической богемы, сотрудничал с авангардистской театральной группой «Лос Гольярдос», писал статьи и рассказы для андерграундных журналов, опубликовал пародийные мемуары под псевдонимом Патти Дифуза (вымышленной порно-звезды), выступал с рок-н-ролльной группой.

В 1974 году начал снимать киноленты узкопленочной камерой. Художники-мужчины с гомосексуальной ориентацией особенно внимательны к женской душе и если берутся ее отображать, то проявляют больше сочувствия, чем режиссеры-дамы. Почти во всех фильмах Альмодовара, кроме «Матадора» (Matador, 1986) и «Закона желания» (La Ley Del Deseo, 1987), в центре стоит женщина. Об этом говорят уже их названия — «Женщины на грани нервного срыва» (Mujeres Al Borde De Un Ataque De Nervios, 1988, премия на МКФ в Венеции, приз «Феликс»), «Высокие каблуки» (Tacones Lejanos, 1991), «Кика» (Kika, 1993). К этим картинам можно добавить «Свяжи меня» (1989) и «Цветок моей тайны» (The Flower Of My Secret, 1995).

Его любимый жанр — мелодрама. На творческую манеру оказал влияние американский кинематограф, черные комедии испанских режиссеров Фернандо Гомеса и Луиса Берланги, кино Луиса Бунюэля. Фирменный знак Альмодовара — адская смесь изощренной стильности, постмодернистской утонченной цитатности, изысканной ироничности и кричащего кича. Он смело перемешивает трагедию и фарс, его фильмы можно смотреть как хорошо знакомые «мыльные оперы» с их наивными и никогда не кончающимися сюжетами, но легкий сдвиг — и все предстает в совершенно ином свете. Вставной танцевальный номер в женской тюрьме превращает картину «Высокие каблуки» из драмы в шоу. Сцена изнасилования в «Кике», так продолжительна, что, в конце концов делает из триллера комедию. Кино Альмодовара не поддается однозначной оценке, не укладывается в общепринятые моральные нормы.

Нина Цыркун

http://www.megakm.ru/cinema/encyclop.asp?Topic=CINEMA_ZP_85


Фильмография:
"Две шлюхи или Любовная история, завершившаяся свадьбой" (Dos putas о Una historia de amor que terminaenboda, к/м) 1974
"Политический фильм" (Film politico) 1974
"Падение Содома" (La caida de Sodoma, к/м) 1975
"Чествование" (Homenaje, к/м) 1975
"Белизна" (Blancor, к/м) 1975
"Звезда" (Laestrella, к/м) 1975
"Трейлер или Кто боится Виржинии Вульф?" (Trailer or Who's Afraid of Virginia Wolf?, к/м) 1976
"Проявляйте милосердие" (Sea caritativo, к/м) 1976
"Три возможности Понте" (Las tres ventajas de Ponte, к/м) 1977
"Секс туда, сюда" (Sexova, sexoviene, к/м) 1977
"Ну, трахни же меня, Тим" (Folle, folle, folle me Tim), 1978;
"Саломея" (Salome', к/м) 1979
"Пепи, Люси, Бом и прочие ребята" (Pepi, Luci, Bom у otras chicas dc monton) 1980
"Лабиринт страстей" (Laberintode pasiones), 1982
"За стенами" (Entretinie-blas), 1984;
"Трейлер для тайных любовников" (Trailer para amantes de lo prohibido, тв) 1985
"И чем я это заслужила?" di Que' he hecho yo para merecer esto?) 1985
"Матадор" (Matador) 1986
"Закон желаний" (La ley deldeseo) 1987
"Женщины награни нервного срыва" (Mujeresalborde de un ataque de nervios) 1988
"Свяжи Meня!"(Atame!) 1989
"Высокие каблуки" (Taconeslejanos) 1991
"Кика" (Kika) 1993
Laflordemisecreta 1995
"Живая плоть" (Came tremula) 1996
"Все о моей матери" (Todo sobre mi madre) 1999
"Поговори с ней" (Hable con ella / Talk to Her) 2002
"Дурное воспитание" (Mala educacion / Bad Education) 2004
"Возвращение" (Volver) 2006

Педро Альмодовар в разделе Мастер-класс:
Андрей Плахов. Всего 33 звезды мировой кинорежиссуры - 296 K 

Педро Альмодовар в разделе Статьи:
Новости кино: 7 – 13 сентября 2006
Новости кино: 21 - 27 сентября 2006
Новости кино: 28 сентября - 3 октября 2006

Новости кино: 25 - 31 октября 2006
Новости кино: 8 - 14 ноября 2006

Цитаты:
Зрители
Режиссеры о своих фильмах
Киноязык


Персоналии  
Шмид, Даниэль
Клер, Рене
Уэллс, Орсон
Леже, Фернан
Кесловски, Кшиштоф
Китано, Такеши
Тоскан дю Плантье, Даниель
Чаплин, Чарльз
Пазолини, Пьер-Паоло
Тыквер, Том
Стиллер, Мориц
Иоселиани, Отар
Митта, Александр
Вендерс, Вим
Мастроянни, Марчело
Матизен, Виктор
Линдер, Макс
Миядзаки Хаяо
Д'Аннунцио, Габриеле
Ромм, Михаил


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100