Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Сандрар, Блез

Blaise Cendrars 

настоящие имя и фамилия Фредерик Заузер, Sauser

(1.9.1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, - 21.1.1961, Париж)

Французский и швейцарский писатель. Стремился создать социально насыщенный лирический эпос (поэмы "Пасха в Нью-Йорке", 1912; "Проза транссибирского экспресса и маленькой Жанны Французской", 1913); действие последней поэмы связано с воспоминаниями о пребывании в России.

Сандрар отдал дань кубизму ("Девятнадцать эластических стихотворений", 1919) и другим авангардистским течениям, но наряду с Г. Аполлинером явился одним из основателей "поэтического реализма" 20 в.
Эпопею современного авантюриста С. создал в критических романах "Золото" (1925, рус. пер. 1926), "Мораважин" (1926; посвящен русской Революции 1905-07), "Исповедь Дэна Иэка" (1929), "Ром" (1930), "Жизнь, полная риска" (1938). Поздние романы и очерки С. родственны его поэзии и носят характер лирической автобиографии: "Человек, пораженный громом" (1945), "Ампутированная рука" (1946), "Уволенный" (1948). Опубликовал сборник эссе "Сегодня" (1931).

Соч.: Œuvres complètes, [t. 1-6, 8-9, 13-15], [P.], 1968-71; Inédits secrets, [P.], 1969; в рус. пер. - По всему миру, М., 1974.

Лит.: Rousselot J., Blaise Cendrars, P., [1955]; Parrot L., Blaise Cendrars, [P., 1967]; Chadourne J., Blaise Cendrars poéte du Cosmos, [P., 1973].

Н. И. Балашов // БСЭ

Блез Сандрар обожал кино и хотел многое совершить в кинематографе. К сожалению, почти всем его планам не дано было осуществиться, слишком фантастичны они были, слишком не соответствовали кинематографическим вкусам тех лет.

Блез Сандрар (настоящее имя Фредерик-Луи Созе) родился 1 сентября 1887 года в городке Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии. В юности Сандрар много скитался по свету. С 1903 по 1907 был в России, где оказался свидетелем революции 1905 года, в 1909 году ездил в Америку. Он обосновался в Париже в 1911 году, а с 1912 года начал печатать стихи. Первые же его произведения выдвигают Сандрара в ряды наиболее крупных французских поэтов. Он близко сходится с Аполлинером, Жакобом, Шагалом, Модильяни. Поэмы Сандрара «Пасха в Нью-Йорке» и «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» оказывают большое влияние на развитие французской поэзии, способствуют ее отходу от принципов символизма. Его огромный интерес к Октябрьской революции в России, молодому советскому искусству отражается в произведениях поэта, приобретающих эпический размах.

В 20-е годы Сандрар неустанно путешествует, работает репортером, создает с Фернаном Леже и Дариусом Мийо балет «Сотворение мира», пишет романы «Золото», «Мораважин», «Ден Иэк», «Ром». Умер Сандрар 20 января 1961 года.

Связь поэта с кинематографом установилась достаточно рано. Еще в 10-е годы он в кружке Аполлинера знакомится с Риччотто Канудо, с которым его связывают узы дружбы. В 1919 году Сандрар снялся в фильме Абеля Ганса «Я обвиняю», затем работал ассистентом на съемках «Колеса». Сандрар рассматривал эту работу как подготовку к собственным постановкам, правда, Ганс весьма скептически отзывался о режиссерских возможностях Сандрара, в частности, писал: «Хотя Сандрар присутствовал на съемках «Колеса» с начала до конца, он не обладал ни малейшими практическими навыками в режиссерском ремесле».

В 1921 году Сандрар уезжает в Рим, где его стремление самостоятельно поставить фильм было, казалось, близко к осуществлению. Однако фильм так и не был снят. Не были реализованы и проекты иных фильмов поэта, в частности фильма о Бразилии.

Большой интерес представляет «кинематографическая» литература Сандрара. В 1917-1919 годах им был написан небольшой роман-сценарий «Конец мира, заснятый для кино ангелом собора Парижской Богоматери», где было развернуто фантастическое видение гибели мира, как бы снятое замедленной съемкой. Текст романа насыщен причудливой, «густой образностью, а сам образ мира как бы уподоблен огромному органическому образованию, испытывающему рост и распад, зафиксированные объективом. Некоторые мотивы этого произведения были, по-видимому, затем использованы в фильме друга Сандрара Ф. Леже «Механический балет»
Отголоски этого романа-сценария очевидны и в «Азбуке кино», в которой как бы тоже разворачивается снятая на пленку история человеческой цивилизации.

Перу Сандрара принадлежит также сценарий «Лихорадящая жемчужина» (1920-1921) - пародия, странная смесь детектива, мелодрамы и ориентальной бульварщины. Сценарий одновременно мыслился и как описание самого процесса создания фильма.

Роман Сандрара «Золото» (1925) лег в основу одного из неосуществленных замыслов С. М. Эйзенштейна, фильма «Золото Зутера», который Эйзенштейн должен был снимать в Голливуде. При переработке книги в сценарий Эйзенштейн в значительной мере опирался на «кинематографические. находки Сандрара.

В 1936 году Сандрар напечатал репортаж из Голливуда, книгу «Голливуд - Мекка кинематографа».

Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг. / Сост. М. Б. Ямпольский
Пер. с фр. /Предисл. С. Юткевича. - М.:  Искусство, 1988.- 317 с.

Блез Сандрар в разделе Мастер-класс:
Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг.

Цитаты:
Сценарий
Влияние на зрителей


Персоналии  
Герман, Алексей
Дефорд, Фрэнк
Деллюк, Луи
Д'Аннунцио, Габриеле
Муратова, Кира
Гомон, Леон
Тыквер, Том
Штернберг, Джозеф фон
Чаплин, Чарльз
Ли, Брюс
Занусси, Кшиштоф
Люмет, Сидни
Бунюэль, Луис
Олтмэн, Роберт
Ван Сент, Гас
Шаброль, Клод
Донен, Стэнли
Патэ, Шарль
Рифеншталь, Лени
Дэвис, Теренс


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100