Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Кубрик, Стэнли

Stanley Kubrick

26.06.1928 - 07.03.1999
Режиссер, продюсер, сценарист
Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев - выходцев из Восточной Европы. В школе учился средне, но затем наверстал упущенное: почти профессионально играл в шахматы, невероятно много читал. Расставшись с детской мечтой о карьере джазового барабанщика, он увлекся фотографией (первую фотокамеру тринадцатилетнему Стэнли подарил отец) и к концу 40-х стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look. В 1951 году дебютировал в кино документальной короткометражкой "День схватки" - о боксере Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей. Первые фильмы снимал на собственные деньги и частные пожертвования - одним из продюсеров игрового дебюта Кубрика "Страх и вожделение" (1953) стал родной дядя режиссера. Следующая работа Кубрика, жесткий, пессимистичный и захватывающий film noir "Убийство" (1956) отлично прошел в прокате и понравился критикам. Тем не менее, первым фильмом Кубрика, вызвавшим международный резонанс, стали все же "Тропы славы" (1957) - военная драма о том, как из-за некомпетентности командиров на фронтах первой мировой войны полегла французская пехота. Во Франции ленту запретили, а в соседней Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста офицеров запаса. Это был первый, но далеко не последний скандал в карьере Кубрика.

В 1961 году Стэнли Кубрик переезжает в Англию. Не вписавшись в голливудскую систему стандартов, Кубрик физически отдалился от нее. Принято считать, что "настоящий Кубрик" начался со "Спартака" (1960). Его пригласил Кирк Дуглас, сыгравший до того в "Тропах славы". Впоследствии, измученный тиранией Кубрика, Дуглас отзовется о нем, не особенно стесняясь в выражениях.

По современным западным представлениям, главными фильмами Кубрика остаются антивоенная сатира "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу" (1964), "2001: Космическая одиссея" (1968) и "Заводной апельсин" (1971). Предшествующую им "Лолиту" (1962), где автором сценария выступил Владимир Набоков, оценивают прохладней, но в целом доброжелательно. Набокова беспокоило, что его произведение переносят в реальный мир. "Лолита", по его словам, есть чистый вымысел, нереальный и нереализуемый, любая экранизация в любом случае будет приблизительной. Тем не менее, после выхода фильма на экраны писатель всячески хвалил Кубрика. Вообще, экранизации занимают особое место в творчестве этого режиссера. Все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями, где режиссер выступает, не как среднее звено между писателем и потенциальным зрителем, а как полноправный автор. Именно благодаря ему Артур Кларк вошел в число живых классиков научной фантастики, а Энтони Берджесса сейчас, похоже, помнят исключительно по экранизации "Заводного апельсина". С этой картиной связан еще один громкий скандал в карьере Кубрика. Из-за обилия секса и насилия в Великобритании фильм был запрещен судом с формулировкой "зло как таковое". В 1975 году Стэнли Кубрик экранизирует роман Уильяма Теккерея "Барри Линдон" - эта самая "простая" лента режиссера получает наибольшее количество номинаций на "Оскар".

За две недели до премьеры "Сияния", которая должна была состояться в Штатах 23 мая 1980 года, Кубрик все еще вносил изменения в фильм. Единственным мерилом для Кубрика был он сам, и он считал необходимым доводить каждый свой опус до совершенства. После этого был "Цельнометаллическая оболочка" - фильм вышел после стоуновского "Взвода" и сравнений было не избежать. Рецензии были разные, по большей части восторженные. Те кто сравнивал две эти ленты находили, что "Цельнометаллическая оболочка" другая, более темная сторона гуманистических воспоминаний Оливера Стоуна.

7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом "Широко закрытых глаз" Стэнли Кубрик умер. С этой прощальной работой режиссера связано наибольшее количество слухов и кривотолков. О проекте начали говорить с 1996 года, когда съемочный процесс только начинал "заводиться". Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа "Traumnovelle" австрийского писателя Артура Шницлера еще в 1968 году и готовился к съемкам 30 лет. К написанию сценария он приступил в начале 90-х, пригласив соавтором Джона Ле Карре, который было, согласился, но вскоре понял, что хоть Кубрик и великий режиссер, но работать с ним нестерпимо сложно, и, извинившись, бросил это дело. Тогда Кубрик позвал в соавторы молодую британскую писательнице Кандию МакУильямс, но вскоре поблагодарил девушку, когда стало ясно, что она еще только учится сценарному делу. В 1994 году Кубрик нанял в Америке 68-летнего сценариста Фредерика Рафаэля, на котором и успокоился. Мнения об этой ленте разошлись кардинально - от "совершенно невразумительной драмы" до "последнего шедевра ХХ века".

В 2001 году Стивен Спилберг снимает "Искусственный интеллект" - еще одна давняя мечта Кубрика. В распоряжении Спилберга оказались более ста набросков сделанные при жизни режиссером. Первые кадры фильма - морские волны разбивающиеся о берег были сняты самим Кубриком. При всех прямых и косвенных ссылках на его имя эта картина является безоговорочно спилберговской - на примере которой зритель может четко уяснить для себя разницу между талантливым ремесленником и философом от кино.

Стэнли Кубрик в разделе Мастер-класс:

Джон Бакстер. Стэнли Кубрик. Биография.

Стэнли Кубрик в разделе Статьи:

Новости кино: 21 - 27 сентября 2006

Цитаты:
Что такое кино?


Персоналии  
Тарковский, Андрей
Ренуар, Жан
Родригес, Роберт
Уэллс, Орсон
Астрюк, Александр
Сокуров, Александр
Аллен, Вуди
Дэвис, Теренс
Джексон, Питер
Ван Сент, Гас
Де Пальма, Брайан
Фиггис, Майк
Занусси, Кшиштоф
Росселини, Роберто
Рид, Кэрол
Гомон, Леон
Лин, Дэвид
Бондарчук, Сергей
Де Сантис, Джузеппе
Мастроянни, Марчело


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100