Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Брессон, Робер

Bresson Robert

Французский ре­жиссер. Родился 25 сентября 1901 г., умер 22 декабря 1999 г.

Прежде чем заняться кинематографом, Брессон полу­чил литературное и философское образование и собирался стать жи­вописцем. В кино с начала 30-х, был ассистентом режиссера у Рене Кле­ра, затем автором диалогов второ­разрядных фильмов. Дебютировал в качестве сценариста в несвойствен­ном ему жанре комедии ("Внешние сношения", 1934). Во время войны служил в армии, полтора годы про­вел в немецком плену. Вернувшись во Францию, Брессон дебютирует в качест­ве режиссера. Ему стоило немалого труда убедить кинопромышленни­ков вложить деньги в сомнительный сюжет о Вифанских сестрах, орде­не, предлагающем приют в монас­тыре обесчещенным женщинам, но он добился своего. "Грешным ангелам" ("Ангелы греха", 1943) со­путствовал огромный успех. Это исследование духовных исканий двух женщин, монахини и падшей героини, удостоилось Большой премии французского кино. Первую ленту Брессон отличали впечатляющий сюжет, уверенный профессионализм, по­строенный на строгом аскетизме формы. Аскетизм станет "торговой маркой" Брессон, знаком его подлинного мастерства, не нуждающегося ни в каких котурнах. Его следующая ра­бота, "Дамы Булонскоголеса" (1945), станет последней, в которой он при­бегнет к помощи профессиональ­ных актеров. Начиная с "Дневника сельского священника" (1950, Боль­шой пр. фр. кино; пр. МКФ в Ве­неции), в его фильмах снимаются непрофессионалы, которых Брессон на­зывает "моделями". Аскетизм все больше и больше сводится к мини­мализму, из фильмов устраняются второстепенные детали, кроме са­мых необходимых, акценты если и расставляются, то лишь с помощью звукового, а не изобразительного ряда, а от исполнителей требуются наипростейшие действия, любая вы­разительность подвергается запре­ту. Такие завышенные эстетические догмы не способствовали популяр­ности Брессон у зрителей, зато критика возместила ему все сполна, причис­лив его к величайшим кинематогра­фистам всех времен и народов.

Трудный, бескомпромиссный по форме кинематограф Брессона отвечает и столь же принципиально гуманис­тическому содержанию. Повышен­ные требования к морали и нравст­венности заставляют режиссера ис­кать своих героев в среде священни­ков, мучеников ("Приговоренный к смерти бежал", 1956; пр. МКФ в Каннах, "Процесс Жанны д'Арк", 1962). Духовные искания Брессона не мог­ли не привести его к классике рус­ской литературы: "Кроткая" (1969, пр. МКФ в Сан-Себастьяне), "Четы­ре ночи мечтателя" (1971, по повес­ти "Белые ночи"), "Деньги" (1983, по "Фальшивому купону" Л. Толсто­го). И хотя действие в его экраниза­циях Достоевского и Толстого пере­несено в современность, более того, в современность Франции, они во многом больше отвечают духу и бук­ве первоисточников, нежели иные отечественные экзерсисы.

Творческую деятельность Брессон оставил в 1980 г., разочарованный тем, что ему не удалось найти средств для осуществления своей давней мечты — экранизации Кни­ги Гиннесса.

Его творчеству посвящен документальный фильм "Дорога к Брессону" (1984). В 1983 г. Каннский МКФ отметил его вклад в кинематограф.

О. Рейзен // Европейские режиссеры

Фильмография: "Внешние сношения" (Affaires publiques, Les), 1934; "Грешные ангелы"/"Ангелы греха" (Anges du peche, Les), 1943; "Дамы Булонскоголеса" (Da­mes duBoisde Boulogne, Les), 1945; "Днев­ник сельского священника" (Journal d'un curedecampagne), 1950; "Приговоренный к смерти бежал" (Un condamne a mort s'est echappe), 1956; "Карманник" (Pickpoc­ket), 1959; "Процесс Жанны д'Арк" (Ргоcesde Jeanne d'Arc, Le), 1962; "Случайно, Балтазар" (Аи hasard Balthazar), 1966; "Мушетт" (Mouchette), 1967; "Кроткая" (Une femme douce), 1969; "Четыре ночи мечтателя" (Quatre nuits d'un reveur), 1971; "Ланселот Озерный" (Lancelot du Lac), 1974; "Вероятно, дьявол" (Diable probablement, Le), 1977; "Деньги" (Argent, L'), 1983.

Библиография: Лепроон П. Современ­ные французские режиссеры. М., 1960; Божович В. Современные западные ки­норежиссеры. М., 1972; Briot R. Robert Bresson. P., 1957; Semolue J. Bresson. P., 1960; Esteve M. Robert Bresson. P., 1962; Notes sur le cinematographe. P., 1975.

Цитаты:
Что такое кино?
Зрители
Сотворчество


Персоналии  
Гиллиам, Терри
Верховен, Пол
Эдисон, Томас
Фор, Эли
Кубрик, Стэнли
Вендерс, Вим
Дитрих, Марлен
Кокто, Жан
Чжан Имоу
Л'Эрбье, Марсель
Тоскан дю Плантье, Даниель
Паркер, Алан
Арто, Антонен
Коэн, Джоэл
Дисней, Уолт
Кончаловский, Андрей
Герасимов, Сергей
Поллак, Сидни
Хаузер, Арнольд
Каракс, Лео


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100