Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Клер, Рене

Clair Rene

Настоящее имя Рене Люсьен Шометт (Rene Chomette).

Французский кинорежиссер. Ро­дился 11 ноября 1898 г. в Париже, умер 15 марта 1981 г. там же.

Сын торговца мылом. В молодости писал стихи. Был ранен на фронтах пер­вой мировой войны. В 1919-1921 гг. был журналистом в "Энтрансижан", редактором журнала "Театр э коме-дииллюстре" (1922). С 1920 г. играл небольшие роли в кино ("Линия жизни", "Смысл смерти", "За ночь любви", "Паризетта", "Сиротки"), ассистировал Ж. де Баронселли.

Первая самостоятельная работа "Париж уснул" (1923), ироническая история некоего безумного ученого, парализовавшего жизнь Парижа сво­ими "дьявольскими лучами".

Вни­мание общественности привлекла вторая работа Клера — короткометраж­ка "Антракт" (1924), поэтический апофеоз "чистого кино", основан­ного на ритмической оркестровке "чистой", сюрреалистической визуальности, лишенной какой бы то ни было связи с литературой. Фильм Клера стал манифестом французского авангарда не только в кинематогра­фе: достаточно сказать, что сцена­рий его был написан одним из со­здателей дадаизма Франсисом Пикабиа, а автором музыки был Эрик Сати.

Полной противоположностью этим фильмам Клера, а также четырем последующим — "Призрак Мулен-Ружа" (1924), "Воображаемое путе­шествие" (1925), "Добыча ветра" (1926), и "Башня" (1928)-стала экранизация бульварной комедии Лябиша и Мишеля "Соломенная шляпка", снятая под несомненным влиянием ранних комических Мак Сеннета, но уже содержавшая в себе все те принципы лирической, сен­тиментальной драматургии, слег­ка окрашенной доброжелательной иронией по отношению к просто­душным и простонародным персо­нажам, которая будет свойственна в дальнейшем всем звуковым карти­нам режиссера, начиная с фильма "Под крышами Парижа" (1930), то­же ставшего своеобразным мани­фестом нового кинематографа, про­тестующего против примитивного использования звука на экране. И здесь, и в последующих своих филь­мах Клер сводит к минимуму диалоги, подменяя их музыкой, балетом, шу­мами. То же недоверие к звуку ха­рактеризует и следующую картину Клер, бурлескную комедию "Милли­он", в которой диалог большей час­тью подменяется пением и музы­кой. Оперетта и водевиль лежали в основе истории о разбогатевших бег­лых каторжниках "Свободу нам".

Однако попытка соединить прин­ципы немого и звукового кино ока­залась достаточно безуспешной. И после провала двух следующих фильмов — "14 июля" (1932) и "По­следний миллиардер" (1934) —Клер отправляется в Лондон, где снимает фильм "Привидение отправляется на Запад" (1936). В Англии Клер сни­мает еще фильм "Ошеломляйте но­востями" и приступает к съемкам картины "Чистый воздух", работу над которой прерывает начало вто­рой мировой войны. С 1940 г. Клер работает в США, где снимает четы­ре фильма — "Нью-орлеанский ого­нек", "Я женился на ведьме", "Это случилось завтра", "И от них нико­го не осталось". В 1946 г., после две­надцатилетнего отсутствия, Клер воз­вращается во Францию и снимает один из самых значительных сво­их фильмов "Молчание — золото" (1947), лирическую поэму в честь "золотого века" немого кинематографа.

Три следующих фильма Клер снимает со своим любимым актером зрелой поры Жераром Филиппом — "Красота дьявола", модернизиро­ванная версия "Фауста", "Ночные красавицы" и "Большие маневры". Любопытно, что в этих фильмах Клер как бы возвращается к школе "поэтического реализма", к кото­рой он не имел никакого отноше­ния во время ее расцвета, поскольку находился за пределами Франции. Эта ностальгия по несбывшейся странице биографии особенно оче­видна в фильме "Порт де Лила", в сущности, последней картине ре­жиссера, поскольку затем он снял по одной из новелл в фильмах-ом­нибусах "Француженка и любовь" и "Четыре истины" и два фильма, свидетельствовавших о несомнен­ном угасании таланта, — "Все золото мира" и "Галантные празднества". В 1962 г. был первым из кинема­тографистов избран членом Фран­цузской академии.

М. Черненко // Европейские режиссеры

Фильмография: "Париж уснул" (Paris qui doit),1923; "Антракт" (Entr'acte), "При­зрак Мулен-Ружа" (Le Fantome du Mou-lin-Rouge), оба — 1924; "Воображаемое путешествие" (Le voyage imaginaire), 1925; "Добыча ветра" (La proie du vent), 1926; "Соломенная шляпка" (Un chapeau de paille d'ltalie), 1927; "Башня" (La Tour), "Двое робких" (Les deux timides), оба — 1928; "Под крышами Парижа" (Sous les toits de Paris), 1930; "Миллион" (Le mil­lion), "Свободу нам" (A nous la liberte), оба — 1931; "14 июля" (Quatorze juillet), 1932; "Последний миллиардер" (Le der­nier milliarder), 1934; "Привидение от­правляется на Запад" (The Ghost Goes West), 1936; "Ошеломляйте новостями" (Break the News), 1938; "Чистый воздух" (Air pur), 1939; "Нью-орлеанский ого­нек" (The Flame of New Orleans), 1941; "Я женился на ведьме" (I Married a Witch), 1942; "Это случилось завтра" (It Happe­ned Tomorrow), "Отныне и вовек" (новел­ла в фильме Forever and a Day, США), оба — 1943; "И от них никого не осталось" (And Then They Were None), 1945; "Мол­чание — золото" (Le silence estd'or), 1947; "Красота дьявола" (La beaute du diable), 1949; "Ночные красавицы" (Les belles de nuit), 1952; "Большие маневры" (Les grandesmanoevres), 1955; "Порт де Лила" (Porte de Lilas), 1957; "Француженка и любовь" (La Franchise et l'amour), I960; "Все золото мира" (Tout Гог du monde), 1961; "Четыре истины" (Les quatre verites), 1962; "Галантные празднества" (Les fetes galantes), 1965.

Библиография: Брагинский А. Рене Клер. M., 1963; Viazzi G. Rene Clair. Milano, 1946; Bourgeois J. Rene Clair. Paris, 1949; Charensol G., Regent R. Rene Clair. Paris, 1952; Jackiewicz A. Rene Clair. 1957, Warszawa, 1958; Mitry J. Rene Clair. Paris, 1960; Amengual B. Rene Clair. Paris, 1963.

Рене Клер в разделе Мастер-класс:
Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг.

Цитаты:
Что такое кино?
Работа с актёрами
Зрители


Персоналии  
Балаш, Бела
Северин-Марс
Леоне, Серджио
Мастроянни, Марчело
Бергман, Ингмар
Эйзенштейн, Сергей
Капра, Фрэнк
Стиллер, Мориц
Дюрас, Маргерит
Чандлер, Рэймонд
Штернберг, Джозеф фон
Годар, Жан-Люк
Бенекс, Жан-Жак
Висконти, Лукино
Параджанов, Сергей
Дисней, Уолт
Кракауэр, Зигфрид
Крейвен, Уэс
Нюквист, Свен
Фейад, Луи


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100