Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Мурнау, Фридрих Вильгельм

Murnau, Friedrich Wilhelm

Мурнау (Murnau) (псевдоним; настоящая фамилия Плумпе; Plumpe) Фридрих Вильгельм [28.12.1889, Мурнау, близ Билефельда (Вестфалия), - 11.3.1931, Голливуд, Лос-Анджелес], немецкий кинорежиссёр. Учился в театральной школе М. Рейнхардта, был театральным актёром и режиссёром. Первые фильмы, поставленные М., по тематике, трактовке образов и внешним выразительным средствам были близки экспрессионизму. Известность принесли ему картины "Двуликий Янус" (1920, по Р. Л. Стивенсону, в советском прокате - "Тайна сэра О'Коннора"), "Носферату" (1922, по роману Б. Стокера "Дракула", в советском прокате - "Вампир Носферату"), а также фильмы с участием, видного актёра Э. Яннингса - "Тартюф" (1925, по Мольеру) и "Фауст" (1926, по И. В. Гёте). Лучшая работа М. - "Последний человек" (1925, в советском прокате - "Человек и ливрея"). В 1926 уехал в Голливуд, поставил фильмы "Восход солнца" (1927, по Г. Зудерману), "Табу" (1931, совместно с Р. Флаэрти) и др. Погиб в автомобильной катастрофе.
БСЭ

Фридрих Вильгельм Плумпе (Plumpe) родился 28 декабря 1888 года в г. Билефельд в Германии. Изучал историю искусств в Гейдельбергском и Берлинском университете. Его псевдоним «Мурнау» происходит от названия немецкого городка Мурнау. Творческую деятельность начал как театральный актёр, обучался актёрскому мастерству в театральной школе Макса Рейнхардта, с 1914 года работал помощником режиссёра в его труппе. После начала Первой Мировой войны стал боевым пилотом.

Работать кинорежиссёром начал после окончания войны. Первый фильм — драма «Мальчик в голубом» (Der Knabe in Blau, 1919; другое название — «Смарагд смерти»). Среди ранних фильмов Мурнау выделяется «Голова януса - трагедия на грани действительности» (Der Januskopf - Еine Tragödie am Rand der Wirklichkeit, 1920; другие названия — «Ужас», «Тайна сэра О’Коннора»), вольная экранизация сюжета «Странного случая доктора Джекила и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона.

Всемирную славу Ф. В. Мурнау принёс во многом революционный для своего времени экспрессионистский фильм «Носферату: Симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922). Титульную роль в этой фантазии на тему романа Брэма Стокера «Дракула» сыграл Макс Шрек. Творение Мурнау породило собственную кинематографическую традицию, которая продолжается и по сей день — прямым её продолжением являются, например, фильмы «Носферату: Призрак ночи» Вернера Херцога (1979) и «Тень вампира» Э. Элиаса Мериджа (2000).

В фильме «Призрак», поставленном по роману Герхарта Гауптмана, Мурнау использует новаторский приём «субъективной камеры», когда фильм снимается как бы «из глаз» персонажа. Его герой — мелкий чиновник с большим воображением, который часто видит реальность приукрашенной своими безудержными фантазиями.

Ещё одной вершины Мурнау достигает в фильме «Последний человек» (Der letzte Mann, 1924), беститровой камерной драме о старом швейцаре (классическая роль Эмиля Яннингса), уволенном со службы и переживающем сложнейший психологический кризис. Этот фильм часто называют лучшим и самым глубоким произведением режиссёра.

Затем Мурнау обращается к экранизациям классики и ставит фильмы «Тартюф» (Herr Tartüff, 1926) и «Фауст» (Faust — Eine deutsche Volkssage, 1926), в каждом из которых вновь блистательно играет Эмиль Яннингс.

В том же 1926 году Мурнау переезжает в США и начинает работать в Голливуде. Его первым американским фильмом становится «Восход» (Sunrise: A Song of Two Humans, 1927) — притча о человеке, который ради любви к другой женщине пытается убить свою жену. Сразу после основания премии Американской Киноакадемии фильм получил её в нескольких номинациях (в том числе и с формулировкой «Выдающаяся художественная постановка») и впоследствии неоднократно включался в списки наиболее значительных кинофильмов всех времён.

Следующие фильмы Мурнау «Четыре дьявола» (Four Devils, 1928) и «Городская девушка» (City Girl, 1930) пришлись на кризисный для кино этап перехода от немого кино к звуковому и не имели значительного успеха.

Последней работой Мурнау стал полнометражный документальный фильм «Табу» (Tabu, 1931), который он начал снимать на островах в южной части Тихого океана вместе с Робертом Флаэрти, однако из-за творческих разногласий с последним вынужден был заканчивать работу над картиной один.

Премьеры этого фильма Мурнау уже не увидел — 11 марта 1931 года он погиб в автомобильной катастрофе в Санта-Барбаре.


Интересные факты
По воспоминаниям современников, Мурнау был очень высок — выше двух метров ростом.
Похороны Мурнау состоялись в Берлине. На церемонии присутствовали Роберт Флаэрти, Грета Гарбо, Эмиль Яннингс. Прощальную речь произнес Фриц Ланг.
Фридрих Вильгельм Мурнау стал одним из двух главных персонажей фильма Э. Элиаса Мериджа «Тень вампира» (2000) — философско-фантастической версии истории съёмок «Носферату». Роль Мурнау в этом фильме блистательно исполнил Джон Малкович.
Фильм Мурнау «Табу» о жизни туземцев тихоокеанских островов был изуродован цензурой из-за постоянно попадающих в кадр ничем не прикрытых грудей туземных женщин. В одном из начальных эпизодов фильма Питера Джексона «Кинг-Конг» есть прямой намек на эту историю — один из продюсеров говорит о том, что «в таких фильмах зрителям нужны только голые сиськи».

Википедия


(настоящее имя Ф.Н.Плюмпе/Plumpe), (1889–1931), немецкий театральный и кинорежиссер.
Родился 28 декабря 1889 в Вестфалии, Германия. До Первой мировой войны изучал историю искусств в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Получил звание доктора философии Гейдельбергского университета, после окончания которого играл и ставил пьесы в театре Макса Рейнхардта. В 1914 стал театральным режиссером. Во время Первой мировой войны принимал участие в боевых действиях в качестве военного летчика.
В 1918 после окончания войны уехал в Швейцарию, где работал в различных театрах. Немецкое посольство предложило ему поставить несколько пропагандистских фильмов. В тот период особое место в кинематографе начинает занимать экспрессионистическое мировоззрение. В фильмах этого направления мир представал фантастически искаженным, лишенным естественных очертаний. В деформации предмета экспрессионисты видели средство повышения его выразительности. Они отказывались от съемок на натуре, целиком заменяя ее декорациями, использовали резкие контрасты света и тени. Первые фильмы, поставленные Мурнау, по тематике, трактовке образов и внешним выразительным средствам были близки экспрессионизму: Мальчик в голубом (1919) и Голова Януса (1920).
В Замке Фогелёд (1921) использует крупные планы лица героя для того, чтобы запечатлеть на экране внутренние эмоциональные импульсы и создать атмосферу ужаса. Эта ранняя работа подтверждала его способность стирать границы между реальным и нереальным. Действительность выступала в ореоле призрачного, смутных предчувствий, а реальный герой казался зрителям мимолетным видением.
Особенную славу получил Носферату вышедший в 1922, где главным действующим героем впервые в истории кино был вампир. Это экранизация романа Брэма Стокера Дракула, но сценарист Генрик Галеен переработал сюжет, усилив идею автора первоисточника. Бела Балаш, венгерский кинокритик, писал в 1924, что «по сценам Носферату пробегал знобящий холод судного дня». Мурнау и его оператор Фриц Арно Вагнер достигли этого различными приемами. Кадры негатива изображали карпатские леса – массу призрачных белых деревьев на фоне черного неба. Кадры, снятые двойной экспозицией, преображали кровать клерка в зловещую ладью, толчками двигающуюся вперед. Но самым впечатляющим эпизодом был тот, где корабль-призрак со своим страшным грузом скользил по фосфоресцирующим волнам. Символика кадров и все технические ухищрения преследовали единственную цель – нагнетание ужаса.
Исполнитель главной роли Макс Шрек был адептом системы Станиславского, прошедшим в Москве актерскую школу переживания и перевоплощения. Мурнау подстраховался: для того чтобы воплотить на экране его параноидально-романтические предчувствия ужасов нацизма, одного перевоплощения было мало. Ужас, который по земле сеет Носферату, – это злодеяния вампира, отождествленного с моровой язвой. Но действительно ли он олицетворяет мор или этот образ лишь дополнительная его характеристика? Если бы он просто воплощал гибельную стихию, то поединок героини с Носферату и поражение его граничили бы с волшебным, бессмысленным вымыслом. Носферату – «бич божий», и только в этом качестве он олицетворяет мор. Это кровожадный вампир-тиран, родившийся на пересечении мифа и сказки. И вовсе не случайно, что именно в ту пору немецкая фантазия обращается к таким образам, точно ею движет любовь-ненависть. Центральная идея фильма – силы тирании пасуют перед великой любовью, символ которой победа героини над Носферату.
В конце 1924 поставил Последнего человека. Эта выдающаяся лента – детище Карла Майера, Ф.-В. Мурнау и оператора Карла Фрейнда. Весь фильм снимался в павильоне. В таких условиях оператор мог свободно применять любое движение камеры, используя различные приспособления. Камера то взмывает вверх, то ныряет вниз так настойчиво, что повествование достигает особой пластической непрерывности, а зритель может следить за течением событий под разными углами зрения. Благодаря блуждающей камере воочию видно торжество сверкающей ливреи и нищету доходного дома; камера отождествляет зрителя со швейцаром этой гостиницы и приобщает к эмоциям самого автора. Камера подчеркивает трагедию «маленького человека». Но, несмотря на свое желание запечатлеть вечно меняющиеся формы действительности, камера, с легкостью воспроизводящая инстинктивную жизнь, не в силах проникнуть в зону сознания. Поэтому актер – пассивный объект. В статье о Мурнау критик Кеннет Уайт развивает эту мысль, ссылаясь на сцену опьянения швейцара: «Пантомиму, искусство, которое принято считать связанным с кино, не найдешь в Последнем человеке. Швейцар напился пьяным, но актер не прибегает к приемам пантомимы и не играет пьяного человека. За него это сделала камера». Впоследствии, в 1958, решением жюри Международной выставки в Брюсселе, Последний человек был включен в число 12 лучших фильмов «всех времен и народов».
После успеха Последнего человека, в 1926 Мурнау покидает Германию и направляется в США. Но перед отъездом в Голливуд осуществил постановку еще одного суперколосса УФА – Фауст (1925). Концерн УФА предполагал сделать фильм монументом культуры. В своем сценарии Ганс Кизер перекроил Марло, Гёте и германские народные сказания, а немецкий писатель Герхарт Гауптман сделал текстовые связки к картине. Разнообразные технические приемы использовались при изображении полетов ангелов и хитроумных дьявольских фокусов. Камера Карла Фрейнда передвигалась на специальном приспособлении вверх и вниз среди просторных павильонных ландшафтов, забитых городками, лесами и селениями, и такие съемки позволили зрителю ощутить, что они тоже путешествуют по воздуху вместе с Мефистофелем и омоложенным Фаустом. Кадры полета были подлинной сенсацией. Но ни операторские уловки, ни текст Гауптмана не могли спасти фильм, который неверно истолковывал, если вообще не перечеркивал, идейные мотивы фаустовской легенды. Метафизический конфликт добра и зла был предельно вульгаризован, а сентиментальная любовная история Фауста и Маргариты была так прокомментирована критиком «Нэшнл борд оф ревью мэгезин»: «С высот мужественной версии Марло и философского построения Гёте мы докатились до уровня либретто, которое подвигло Гуно сочинить свою оперу». Фауст оказался не «монументом культуры», а монументальной витриной выдумок. Хотя в других странах на долю Фауста выпал значительный успех, в самой Германии его встретили прохладно, в ту пору немцы оставались равнодушными к фаустовским проблемам, но тем не менее встречали в штыки любые переработки национальной классики.
В 1926 Мурнау приезжает в Голливуд, где ставит три фильма на студии «Фокс», в том числе Восход солнца (1927, по роману Г.Зудермана), получивший специальный приз «Оскар» за художественные достоинства фильма. Хотя Восход солнца имел коммерческий успех, творчество Мурнау не вписывалось в коммерчески ориентированное направление студии. Выпустив еще два фильма, среди них драму Четыре дьявола (1928), снятую на цирковом материале, в 1929 он был уволен со студии. Продолжил работу с Р.Флаэрти, американским кинодокументалистом, и в 1931 они по собственному сценарию сняли кинокартину Табу о романтической любви туземцев одного из островов Тихого океана.
Умер Ф.-В.Мурнау 11 марта 1931, в Калифорнии, в результате автомобильной катастрофы.
Режиссерская фильмография:
Мальчик в голубом / Смарагд смерти (Knabe in Blau, Der, 1919); Сатана (Satanas, 1920), Горбун и танцовщица (Der Bucklige und die Tänzerin, 1920); Голова Януса / Двуликий Янус (Der Januskopf, 1920); Вечер – Ночь – Утро (Abend – Nacht – Morgen, 1920), Темная дорога (Der Gang in die Nacht, 1921), Желание (Sehnsucht, 1921), Замок Фогелёд (Schloß Vogeloed, 1921); Марица (Marizza, 1922), Горящая пашня (Brennende Acker, Der 1922); Носферату – Симфония ужаса (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922); Призрак (Phantom, 1922); Изгнание (Die Austreibung, 1923), Финансы великого герцога (Die Finanzen des Großherzogs, 1923); Последний человек (Der Letzte Mann, 1924); Тартюф (Herr Tartüff, 1926); Фауст (Faust, 1926); Восход солнца (Sunrise: A Song of Two Humans, 1927); Четыре дьявола (4 Devils, 1928); Горожанка (City Girl, 1930) Табу (Tabu, 1931).
Сергей Гавриленко
http://tonnel.ru/?l=gzl&uid=590



Персоналии  
Шкловский, Виктор
Лукас, Джордж
Баронселли, Жак де
Пудовкин, Всеволод
Стиллер, Мориц
Занусси, Кшиштоф
Калатозов, Михаил
Ли, Брюс
Финн, Павел
Матизен, Виктор
Кокто, Жан
Л'Эрбье, Марсель
Мингелла, Энтони
Форд, Джон
Коэн, Джоэл
Таун, Роберт
Стораро, Витторио
Тарантино, Квентин
Уэллс, Орсон
Форман, Милош


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100