Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Годар, Жан-Люк

Godard Jean-Luc

Французский кинорежиссер. Родился 30 декабря 1930 г. во франко-швейцарской се­мье, отец владел частной клиникой, мать происходила из семьи потом­ственных банкиров. Во время вой­ны Годар получил швейцарское граж­данство и начал учиться в Лионе, а после развода родителей в 1948 г. заканчивал образование в Париже. Учился в Сорбонне на отделении эт­нографии, одновременно с увлече­нием посещая киноклубы, заводя друзей среди таких же, как он, энту­зиастов кино: А. Базен, Ф. Трюффо, Ж. Риветт, Э. Ромер. В эти же годы Годар выступает в качестве кинокрити­ка, вместе с Ромером и Риветтом они начинают издавать "Киногазе­ту", а затем снимают несколько лю­бительских фильмов. Однако семья Годар не одобряет его деятельность, они прекращают оказывать ему финан­совую помощь, и предоставленный самому себе Годар порой вынужден красть, чтобы купить кусок хлеба.

В 1952 г. Годар поступает на работу в "Кайе дю Синема". До конца 50-х он попеременно выступает в качестве сценариста фильмов своих друзей, режиссера короткометражных лент ("Шарлотта и Вероника"; "Шарлот­та и ее дружок", 1960, посвященная Кокто; "История воды", 1961, посвященная Максу Сеннету и т.д.) и кинокритика, постепенно превращаясь в идеолога направления, кото­рое впоследствии получит название французская "новая волна". Особенно после того как в 1960 г. Годар дебю­тирует своим первым полнометражным фильмом "На последнем ды­хании" (1960), ставшим визитной карточкой нового направления, этой ленте на материале типичного гангстерского сюжета сплелось все: и восторженно-романтическое вос­хищение самыми разными течения­ми кино прошлого, от поэтического реализма до черного фильма; и све­жий взгляд, фрагментарный мон­таж, документальность съемок на натуре и ручной камерой, нефор­мальная (а зачастую и ненорма­тивная лексика). Лента вызвала про­тиворечивые реакции. Одних она привлекла новизной, откровенным пародийным, но и уважительным отношением к американским "чер­ным фильмам". Эпигоны "невоз­мутимой", констатирующей собы­тия камеры возмущались навязан­ным им активным монтажом. Но несомненно одно: Годар привлек к себе внимание, а Бельмондо, сыгравший в ленте главную роль, проснулся по­сле премьеры признанной звездой. 1960 г. стал знаменательным для Годар еще и тем, что он сочетался браком с актрисой Анной Кариной, в ка­кой-то мере ставшей музой фран­цузской "новой волны". Его вторая работа — "Маленький солдат" (1961) был запрещен цензурой, поскольку в нем затрагивалась тема алжирской войны, он вышел на экраны только в 1963 г. Однако военная и полити­ческая тематика в тот момент вовсе не были для Г. основополагающими; он последовательно развивал проб­лему одиночества человека в мире, его незащищенности и неустроен­ности, которую продолжил и в лен­те "Жить своей жизнью"(1962) на материале судьбы девушки, вынуж­денной стать проституткой. А вот следующий фильм "Карабинеры" (1963), посвященный памяти Ж. Виго, уже безошибочно можно отнес­ти к антивоенным лентам. Бунтарь и ниспровергатель взрастивших его буржуазных основ и норм, Годар про­должает линию антиобщественных выступлений и в поставленном по роману А. Моравиа "Презрении" (1963), и в антиутопии "Альфавиль" (1965). Несмотря на восторженный прием критики, фильмы "новой волны", за редким исключением ("На последнем дыхании", "Жить своей жизнью"), успехом у публи­ки не пользовались, что создавало направлению немалые трудности в материальном отношении. Остава­ясь коллективом единомышленни­ков в эстетическом, но отнюдь не в творческом плане, они неоднократ­но объединялись для совместных проектов, создавая фильмы, состо­ящие из новелл ("РО-ГО-Па-Г", RoGoPaG), а в 1964 г. Годар и Карина основали собственную компанию "Аннушка фильм". В 1966 г., после развода с Кариной, Годар снимает лен­ту "Мужское — женское", женится на внучке Ф. Мориака, которую он снимал в "Китаянке", и все больше и больше увлекается политически­ми тенденциями левацкого толка. Его скандальная репутации приво­дит к запрету на въезд во Вьетнам для участия в коллективной работе "Далеко от Вьетнама" (1967). В кон­це 60-х гг. Годар создает объединение "Дзига Вертов-групп", много путе­шествует по миру (США, Англия, Куба, Чехословакия, Италия и т.д.), работаеткакдлякино,таки для Т В, но — без особого успеха.

Широко известные эпатажно-циничные высказывания Годара типа: "Я снимаю фильмы ради времяпрепро­вождения", "Нечего талдычить о своих чувствах по поводу фильмов. Фильмы не могут вызывать чувств. Они не женщины — их не поцелу­ешь" или "Все, что нужно для хоро­шей ленты, — это девушка и писто­лет", так и не скрыли его искренне­го, эмоционального и чувственного отношения к избранному им виду деятельности, что с особенной яс­ностью проявилось в чреде картин о кино (см. фильмографию), снима­емых им в последние годы. Критик и биограф Годара Андре Сарри писал, что Годар "столь же элегантный стилист, сколь вульгарный полемист", и этим многое объясняется.

С самого начала фильмы Годар от­личало крайнее разнообразие. Он с одинаковой легкостью снимал как малобюджетные черно-белые кар­тины ("Карабинеры"), так и широ­коформатные дорогостоящие по­становки ("Презрение") — и все это в рамках одного года. Он метался от политических утопий и антиутопий кфеминистским моралите, превра­щая свою жену-музу в новую Магда­лину XX века. Ему ничего не стоило уместить под одной крышей детек­тив и научную фантастику ("Альфавиль"), а псевдотриллер "Сделано в США" (1966) насытить политичес­кими реминисценциями. Понятие "чистоты" жанра, да и жанра как такового нимало не заботило Годар, его внутренняя свобода художника рас­пространялась как на содержание, так и на форму его работ, приводя зачастую к абсурду. Так, "Китаянка" представляет собой спор студентов-парижан о революционном движе­нии, а фильм "Как дела?" (1976) — своего рода фрагментарная запис­ная книжка. После майских студен­ческих волнений во Франции в 1968 г. политическая ангажирован­ность Годар аккумулируется не столько в изображении, сколько в слове, его ленты становятся все более разго­ворными и — увы! — все менее дос­тупными зрителю. Даже такие звез­ды, как Д. Фонда и Ив Монтан, не спасают положения в нудном отчете о пражских волнениях в ленте "Все хорошо!" (1972). Ситуацию спасает иное: неискоренимое чувство юмо­ра режиссера, его способность к самоиронии (в фильме "Имя: Кар­мен", 1984 он выступил в роли при­дурковатого режиссера в стиле Бастера Китона). Буквально собран­ный по кускам после тяжелейшей автокатастрофы, Годар сумел вернуть­ся к творческой деятельности, каж­дым днем жизни опровергая собственные слова: "Для меня съем­ки — времяпрепровождение. Будь у меня достаточно силы воли, я бы ничего не делал".

О. Рейзен

Фильмография: "Операция бетон" (Ope­ration beton), 1954; "Кокетка" (Une fem-me coquette), 1955; "Все парни по имени Патрик" (Thus les ganjons s'appellent Pa­trick), 1959; "На последнем дыхании" (А bout de souffle), I960; "Маленький сол­дат" (Petit soldat, Le), "Женщина есть женщина" (Une femme est une femme), оба — 1961; "Жить своей жизнью" (Vivre savie), 1962; "Карабинеры" (Carabiniers, Les), "Презрение" (Mepris, Le), оба — 1963; "Замужняя женщина" (Une femme mariee), "Репортаж из Орли" (Reportage sur Orly), оба — 1964; "Альфавиль" (Al-phaville), "Безумный Пьеро" (Pierrot le fou), оба — 1965; "Мужское — женское" (Masculin, feminin), "Сделано в США" (Made in U.S.A.), оба— 1966; "Китаянка" (Chinoise, La), "Далеко от Вьетнама" (Loindu Vietnam), "Уик-энд" (Week End), все — 1967; "Дьявольское очарование" (Sympathy for the Devil), "Фильм, как фильм" (Un film comme les autres), "Ра­дость познания" (Gai savoir, Le), Cine-tracts, все — 1968; "Восточный фланг" (Ventd'est, Le), 1969; "Владимир и Роза" (Vladimir et Rosa), "Правда" (Pravda), "Лотта в Италии" (Lotte in Italia), "Звуки Британии" (British Sounds), все — 1970; "В час ночи" (One P.M), "Все хорошо!" (Tout va bien), "Письмо Джейн" (Letter to Jane), все — 1972; "Номер два" (Nu-mero deux), 1975; "Здесь и всегда" (Ici et ailleurs), "Как дела?" (Comment ca va?), оба— 1976; "Спасайся, кто может" (Sauve quipeut), 1979; "Страсть" (Passion), 1982; "Черная серия" (Serie noire, тв), "Имя: Кармен" (Prenom Carmen), оба — 1984; "Твое здоровье, Мари" (Je vous salue, Marie), "Детектив" (Detective), оба — 1985; "Мягко стелет" (Soft and Hard), "Встреча с Вуди Алленом" (Meeting Woo­dy Allen), Grandeur et decadence, тв, все — 1986; "Держитесь справа" (Soigne tadroite), "Король Лир" (King Lear), "Ария, фрагмент "Армида" (Aria, segment Armi-de), все — 1987; "Сила слова" (Puissance de la parole), On s'est tous defile, Francais vuspar.., Les, тв, "Последнее слово" (Der­nier mot, Le), все — 1988; Rapport Darty, Le, Histoire(s) du cinema: Une histoire seule, Histoire(s) du cinema: Toutes les histoires, все — 1989; "Новая волна" (Nouvelle vague), Comment vont les enfants, segment "Enfance de l'art, L", оба — 1990; "Заб­венью вопреки" (Contre l'oubli), "Герма­ния, год 90" (Allemagne annee 90 neuf zero), оба — 1991; "Увы, мне" (Helaspour moi), "Дети играют в русских" (Enfants jouent a la Russie, Les), оба — 1993; "Ж.Л.Г., автопортрет в декабре" (JLG — autoportrait de decembre), "100 лет французского кино" (Deux fois cinquante ans de cinema francais), оба — 1995; "Моцарт — навсег­да" (For Ever Mozart), 1996; "Старые мес­та" (Old Place, The), Histoire(s) du cine­ma: Une vague nouvelle, Histoire(s) du ci­nema: Seul le cinema, Histoire(s) du cine­ma: Les signes parmi nous, Histoire(s) du cinema: Le controle de l'univers, Histoire(s) du cinema: La monnaie de l'absolu, Histoire(s) du cinema: Fatale beaute, все — 1998; Elogedel'amour, 1999; OrigineduXXIemcsie-cle, L', "Ради истории XXI века" (Pourune histoire du XXIeme siecle), оба — 2000. Библиография: Siclier J. Nouvelle vague? P., Collet J., Fargier J.P., 1961; Jean-Luc Godard. P., 1974; Jean-Luc Godard. Munch. — W., 1979; Kreidl J. Jean-Luc Godard. Bos­ton, 1980

(photo by David Horvitz)
http://en.wikipedia.org/wiki/Jean-Luc_Godard

Цитаты:
Что такое кино?
Работа с актёрами
Зрители
Режиссеры о своих фильмах
Голливуд
Коммерческое кино


Персоналии  
Джармен, Дерек
Параджанов, Сергей
Шванкмайер, Ян
Коннери, Шон
Митта, Александр
Лоуч, Кен
Скорсезе, Мартин
Морриконе, Эннио
Соловьев, Сергей
Линдер, Макс
Тоскан дю Плантье, Даниель
Шаброль, Клод
Герман, Алексей
Андерссон, Рой
Лукас, Джордж
Уайлер, Уильям
Де Пальма, Брайан
Джармуш, Джим
Уэллс, Орсон
Альмодовар, Педро


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100