Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Ренуар, Жан

Renoir Jean

Французский кинорежиссер. Родился 15 сентября 1894 г. в Париже, умер 12 февраля 1979 г. там же.

Сын выдающегося худож­ника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара, Жан Ренуар вырос в ар­тистической среде, с детства был знаком не только с произведениями выдающихся художников, но и с ними лично, часто посещал театр, и, по словам своего отца, с миром художественного творчества позна­комился раньше, чем с миром при­роды. В то же время сам Ренуар считал, что, будучи сыном великого худож­ника, невозможно пробовать свои силы на этом поприще. Поэтому он, по совету отца, сначала попробовал себя в литературе, а затем в керами­ке, которой отдал три года жизни.

Ранение на фронте и связанная с ним ограниченность передвижения привели Ренуар в кино — просто для вре­мяпрепровождения. Но, как оказа­лось впоследствии, экранные обра­зы, мелькавшие перед ним в темно­те зала, оказали на Ренуара большое вли­яние: "...я бывал точно околдован. Выходя из кинотеатра, я словно пробуждался от дивного сна. Я на­тыкался на прохожих и, чтобы не попасть под такси, мне приходилось выжидать некоторое время, прежде чем решиться перейти улицу". Эта увлеченность впоследствии даст о себе знать, когда, вступив в брак с натурщицей отца Катрин Гесслинг, по ее наущению, Ренуар начнет снимать фильмы для нее и с ее участием.

Он дебютирует в качестве сценариста ("Жизнь без радости", 1924) и в том же году снимает "Дочь воды", вы­ступая в этом фильме и в качестве декоратора. Такое объединение двух профессий уже в первой работе Ренуар не было случайностью: и потому, что он был сыном художника, познако­мившегося с природой уже после того, как он был знаком с ее обра­зами, воспроизведенными людьми, и потому, что он — первый среди французских кинематографистов сознательно предпринял шаги для создания национального кинемато­графа. Отсюда интерес Ренуара к элемен­там специфической национальной жизни, изучаемым им и по полотнам отца, и по реалиям действительнос­ти, и воспроизводимым на пленке. Все это отразилось в его ранней эк­ранизации романа Золя "Нана", где за внешним реализмом и даже на­турализмом уже проглядывает по­этика, одному только Ренуару присущая.

С первой своей работы Ренуар са­мостоятельно финансировал собст­венные опыты и, столкнувшись с ощутимыми и невосполнимыми фи­нансовыми потерями, был вынуж­ден снимать коммерческие поделки, чтобы иметь возможность работать над произведениями, по-настояще­му интересными ему. Однако на заре своей карьеры ему удалось восполь­зоваться известной независимостью, и в первую очередь благодаря тому, что вместе с директором одного из первых киноклубов Ж. Тедеску они основали первую независимую ки­ностудию, на которой освоили все возможные кинематографические профессии.

Ренуар не гнушался актерским ремеслом и даже, судя по всему, на­ходил в нем известное удовольствие: в "Человеке-звере" он исполнил роль Кабуча, в "Правилах игры" сыграл Октава — это были неболь­шие, но значительные по смыслу эпизоды. Голос Ренуара озвучивает французскую версию "Испанской земли", поставленной по сценарию Э. Хемингуэя. Он также снимал­ся в фильмах своего друга Кавальканти.

Как и всем режиссерам, продол­жавшим работать в переходный пе­риод от немого к звуковому кино, Ренуару пришлось столкнуться с рядом сложностей, чтобы доказать свою компетентность и способность ос­воить новые технические возмож­ности. "Сука" — один из первых фильмов во Франции, где звук использован для драматургического эффекта, а не просто в качестве трюка, — дался режиссеру нелегко, его отстраняли от монтажа, а первые просмотры проходили под улюлю­канье зала. Жесткая, натуралисти­ческая драма — жанр, к которому имел склонность Ренуар, неприятные от­рицательные персонажи — все это не сразу было оценено публикой. К тому же слава неуживчивого режис­сера мешала Ренуару осуществлять свои проекты.

Довоенному периоду творчества Жана Ренуара присуща из­вестная эклектика стилей, от ска­зочной эксцентрики ("Маленькая продавщица спичек") к натурализ­му, от Провансальской школы, в ко­торой угадываются ростки итальян­ского неореализма с его отказом от павильонных сцен, кинозвезд, приверженностью к простым и ясным историям, известной склонностью к мелодраматизму ("Тони", "Анже­ла"); на смену пропагандистской "Жизнь принадлежит нам" прихо­дит полуисторическая "Марсельеза". Это объясняется в равной степени как необходимостью приспосабли­ваться ко вкусам заказчика, так и влиянием, неизбежно оказываемым на Ренуара сценаристами, особенно за­метным в фильме "Преступление г-на Ланжа", поставленного по сце­нарию Ж. Превера. Однако именно в этой ленте, не стопроцентно "ав­торской" для Ренуара, уже отчетливо про­является его социальность, стремле­ние соотносить определенных персо­нажей с классом, их выкормившим, а не представлять исключительными людьми, действующими в исключи­тельных обстоятельствах. В то же время именно в довоенный период созданы три крупнейших произведе­ния режиссера: "Великая иллюзия", фильм, в котором личный военный опыт Ренуара преломляется в условность драматической притчи, "Человек-зверь", по Золя, и "Правила игры", социальная сатира, обозначенная Р. как жанр дивертисмента.

В 1941 г. Ренуар эмигрирует в США, где, работая на студии "Фокс", старается сохранить связь с родиной, обращаясь к французскому роману ("Дневник горничной" по О. Мирбо) или принимая участие в выпуске короткометражного фильма "При­вет, Франция!" для американских войск. А главное, он ни на минуту не прекращал быть живописцем, хо­тя и использующим не кисть с крас­ками, а иные технические возмож­ности. И точно так же, как в свое время в "Суке", Ренуар одним из первых сумел мастерски использовать воз­можности нового средства, звука, с приходом цвета в кино Ренуар одним из первых взял его на вооружение и для ленты "Французский канкан"рисовал все: деревья, костюмы, де­корации, улицы. В фильме нет ни одного кадра, снятого на натуре, а участницы канкана облачены в пла­тья разных цветов, и на каждой — именно такое, какое должно быть по замыслу режиссера.

Последний свой фильм Ренуар снял в 1969 г. В "Маленьком театре Жана Ренуара" он подвел итог своей карь­ере, затронув тему зыбкости границ между искусством и жизнью, реаль­ностью и иллюзией. А, собственно, не об этом ли все фильмы мастера? Затем Ренуар написал книгу о своем отце, преподавал режиссуру в Калифор­нийском университете. В 1975 г. по­лучил пр. "Оскар".

Несмотря на то что Ренуар при­нял американское гражданство, он был похоронен во Франции со все­ми положенными выдающемуся ки­нематографисту почестями.

О. Рейзен // Европейские режиссёры

Фильмография: "Дочь воды" (La fille de l'eau), 1925; "Нана" (Nana), 1926; "Ма­ленькая продавщица спичек" (La petite marchanded'allumettes), 1928; "Сука" (La chienne), 1931; "Будю, спасенный из во­ды" (Boudusauvedeseaux), 1932; "Мадам Бовари" (Madame Bovary), 1933; "Тони" (Toni); "Преступление г-на Ланжа" (Le crime de Mr. Lange), все — 1935; "Жизнь принадлежит нам" (La vie est a nous); "Ha дне" (Lesbas-fonds); "Загородная прогул­ка" (Une partie de campagne), все — 1936; "Великая иллюзия" (La grande illusion), 1937; "Марсельеза" (La Marseillaise); "Че­ловек-зверь" (La bete humaine), оба — 1938; "Правила игры" (La regie du jeu), 1939; "Болотная вода" (The Swamp Wa­ter), 1941; "Эта земля моя" (This Land is Mine), 1943; "Человек с юга" (The South­erner), 1945; "Дневник горничной" (The Diary of a Chambermaid), 1946; "Женщина на берегу" (Woman on the Beach, The), 1947; "Река" (The River),1951; "Золотая карета" (Carrosse d'or, Le), 1952; "Фран­цузский канкан" (French Cancan), 1955; "Елена и мужчины" (Elena et les hommes), 1956; "Завещание доктора Корделье" (Testament du Docteur Cordelier, Le, тв), "Завтрак на траве" (Dejeuner sur l'herbe, Le), оба — 1959; "Пришпиленный кап­рал" (Caporal epingle, Le), 1962; "Работа с актером Жана Ренуара" (Direction d'ac-teur par Jean Renoir, La), 1968; "Ма­ленький театр Жана Ренуара" (Petit thea­tre de Jean Renoir, Le, тв), 1971.

Библиография: Лепроон П. Современные французские режиссеры. М., 1960; Рену­ар Жан. Статьи. Интервью. Воспомина­ния. Сценарии. М., 1972; Bazin A. Jean Renoir. P., 1971; Caoliez A.J. Jean Renoir. P., 1962; Venegoni C.F. Jean Renoir. Firenze, 1975; Sesonske A. Jean Renoir. L., 1980.

Жан Ренуар в разделе Мастер-класс:
Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг.

Цитаты:
Что такое кино?


Персоналии  
Вендерс, Вим
Феллини, Федерико
Ли, Брюс
Люмет, Сидни
Хейфиц, Иосиф
Содерберг, Стивен
Брессон, Робер
Тавиани, Витторио
Олтмэн, Роберт
Битти, Уоррен
Гомон, Леон
Энгер, Кеннет
Маль, Луи
Стиллер, Мориц
Козинцев, Григорий
Ганс, Абель
Манкевич, Джозеф
Дитрих, Марлен
Бессон, Люк
Эйзенштейн, Сергей


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100