Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Бертолуч­чи, Бернардо

Bertolucci Bernardo

Итальянский режиссер, сценарист, поэт. Родился 16 марта 1941 г. в Тоскане в семье аристократа и поэта. В 1961 г. стал работать ассистентом режиссера у П. П. Пазолини. Уже через год по­ставил картину "Костлявая кума" с участием непрофессиональных акте­ров, в которой чувствуется влияние Пазолини: рассказ о жизни римских низов пронизан лиризмом и откры­той социальной критикой.

Следу­ющий его фильм "Перед революци­ей" своеобразная исповедь молодого буржуазного интеллигента, который хочет встать на путь марксизма и борьбы с загнивающим буржуазным обществом, но не может преодолеть страх и воспитанное в нем уваже­ние к старшим. Эта картина пред­ставляет собой интерес как автоби­ографический опус, отражающий метания 20-летнего Бертолуч­чи, который уже в пору своего дебюта оказывается как бы на пересечении основных на­правлений итальянского кино. Он традиционалист и новатор, реалист и авангардист, поэт и политик, его рафинированные фильмы демокра­тичны, камерны, эпичны, а сюжеты на злобу дня приобретают глубину и обобщенность извечных проблем бытия.

В его манере есть что-то от интеллектуального и тонкого вкуса Висконти, сложнейшего психоло­гизма Антониони, метафоричности и иносказательности языка Фелли­ни, бунтарства и эксцентричности Пазолини. Но при этом он чрезвы­чайно самобытный художник. Все в его жизни двойственно: коммуни­стическая Тоскана и аристократи­ческая семья; филологическое обра­зование и членство в ИКП. Для Бертолуч­чи "перед революцией" триедины та­кие понятия, как прогресс — народ­ная культура — коммунизм. И так будет до эпопеи "XX век" (1974-1975). К мысли, что истоки социализма искони заложены в народном сознании и что очищение от сквер­ны буржуазной цивилизации и империализма следует искать в тради­циях народной культуры и морали, Бертолуччи пришел не сразу.

На первом этапе он решал другую проблему — "лич­ность и общество", причем решал, как леворадикал, наследник по пря­мой П. П. Пазолини: буржуазное об­щество подавляет личность, лишает ее активности и способности испол­нить свою историческую миссию. По Бертолуччи, возглавить народ в его свя­щенной борьбе должен революци­онный интеллигент-просветитель, но в буржуазном обществе самой распространенной фигурой интел­лигента является буржуазный ин­теллигент, которому не под силу роль революционера. Этой проблеме посвящены фильмы "Перед ре­волюцией" и "Партнер", анатоми­рующие метания такого буржуаз­ного интеллигента-революционера, не способного оторваться от своего класса, от своей питательной среды.

В фильме "Стратегия паука" интел­лигент становится руководителем и героем Сопротивления. Но образ его двойствен, а геройство — фальши­вая легенда. Уличенный в предатель­стве своими товарищами, он инс­ценирует свою смерть как дело рук гестапо и становится таким образом национальным героем. И все это для того, чтобы не дискредитировать идею Сопротивления, олицетворе­нием которой в народе считалось его имя. В "Конформисте" (по ро­ману А. Моравиа) происходит окон­чательное развенчание буржуазно­го интеллигента, который в погра­ничной ситуации выбора не только не становится революционером, но идет на откровенное предательство и сотрудничество с самой реакционной властью, надеясь таким обра­зом стать сильной личностью, сво­бодной от комплексов и внутрен­него разлада.

"Последнее танго в Париже" — один из вариантов сюжета "мужчи­на и женщина", на первый взгляд выпадает из бертолуччиевской темы "личность и общество". В фильме нет ни пограничной ситуации, ни даже социального фона. Это фильм об одиночестве добровольном, ибо оно суть протеста героя против об­щества. Человек оставляет за собой право только на естественные чело­веческие отношения, очищенные от какой бы то ни было социальности, а следовательно, от морали и нравственности. Общество обрека­ет человека на извращенные формы одиночества, что неизбежно ведет к обреченности и смерти.

В фильме "XX век" Бертолуччи находит место личности в народе. Он сни­мает эпическое полотно народной жизни на протяжении XX века меж­ду двумя мировыми войнами через антагонистическую борьбу двух ге­роев — сына землевладельца и сына крестьянина, которая проходит че­рез все пиковые ситуации века. Фи­нал фильма — победа социализма, который, по мнению режиссера, является стихийным мировоззре­нием народа, его культурой, его ук­ладом жизни, его моралью. После этой картины Бертолуччи в Италии стали называть классиком — он был единственным режиссером своего поколения и последним в XX веке, кто удостоился этой чести. Правда, позднее он давал немало поводов для скептиков, желавших лишить его этой чести. После грандиозной фрески "XX век" Бертолуч­чи снял два камер­ных фильма "Луна" и "Трагедия смешного человека", в которых по­пытался полемизировать с собой молодым, показав, к чему привели попытки переделать общество.

После этих лент Бертолуччи снимает три больших фильма о Востоке — "Пос­ледний император", "Чаепитие в пустыне" ("Расколотое небо"), "Ма­ленький Будда", пытаясь, как евро­пеец, понять другую культуру, дру­гой тип сознания, другой ментали­тет. "Последний император" — это жизнеописание последнего монар­ха Китая Пу И, который из 62 лет жизни 44 провел в застенках ком­мунистического Китая. Бертолуччи кропот­лив и дотошен в деталях жизни им­ператора и всего, что его окружало: этнография, архитектура, костюм, этикет двора, нравы, события — все соответствует исторической и худо­жественной правде. В "Чаепитии в пустыне" режиссер вместе с героя­ми, американскими актерами Джо­ном Малковичем и Деброй Уингер, совершает два путешествия — одно в Танжер, другое внутрь человечес­кой личности и взаимоотношений мужчины и женщины. Постоянный оператор Бертолуччи Витторио Стораро пре­восходит сам себя: пустыня, небо, одинокие человеческие фигуры на фоне этого двухмерного пейзажа, хаос человеческой толпы — все эти образы выписаны им с поразитель­ным поэтическим чувством.

После "Маленького Будды", че­рез 15 лет, Бертолуччи возвращается в Италию и снимает картину "Ускользающая красота" со всеми приметами уста­лости и старения. Бертолуччи рассказывает о своих ровесниках, "шестидесятни­ках", немало потрудившихся над расшатыванием устоев буржуазнос­ти, исповедовавших свободную лю­бовь, наркотики, полную безответст­венность. Но годы берут свое: ниспровергательский пыл давно остыл, донимают болезни и даже собствен­ное искусство не вызывает былого энтузиазма. И на красавицу Люси, которая приехала найти среди них своего отца, они смотрят с сожале­нием: ее красота не для них, да и во­обще, красота мимолетна, неулови­ма, она ускользает и едва ли спасет мир. Последняя картина Бертолуч­чи "Среда обитания" о мужчине и женщине на пороге нового тысячелетия про­шла почти незамеченной. Старая квартирка в самом центре Рима ста­новится своеобразным убежищем для двух молодых людей: он — анг­личанин, белый, пианист. Она — африканка, черная, клубок нервов, проблем и надежд. Мужчина, жен­щина, фортепьяно. А за окном пос­ледняя весна второго тысячелетия. Пока есть он и она, жизнь на Земле продолжается. Не слишком ли про­сто для Бертолуччи?.. Или мудро?! Бертолуччи женат на Клэр Пеплоу, сценаристке и соавторе многих его фильмов.

Л. Алова // Европейские режиссеры

Фильмография: "Костлявая кума" (La commare secca), 1962; "Перед революци­ей" (Primadella rivoluzione), 1964; "Неф­тяной путь" (La via del petrolio), 1965— 1966; "Партнер" (Partner), 1968; "Любовь и гнев", новелла "Агония"(Атоге е rabbia, l'episodio — Agonia), 1969; "Стратегия паука" (Strategiadelragno), "Конформист" (llconformista), оба — 1970; "Бедные уми­рают первыми"(I poveri muoiono prima, средний метраж, в соавторстве), "Здо­ровье это болезнь" (La salute e malata, средний метраж в соавторстве), "12 де­кабря" (12 dicembre, средний метраж в соавторстве), все— 1971; "Последнее танго в Париже" (Ultimo tango a Parigi), 1972; "Двадцатый век" (Novecento/Atto I e Atto 2), 1974—1975; "Молчание — это комп­лекс" (11 silenzio e complicita, док., в со­авторстве), 1976; "Луна" (La luna), 1979; "Трагедия смешного человека" (La Tragediadi un uomo ridicolo), 1981; "Проща­ние с Энрике Берлингуэром" (L'addio a Enrico Berlinguer, док., в соавторстве), 1984; "Последний император" (L'ultimo imperatore), 1987; "Чай в пустыне" (11 te nel deserto), 1990; "Маленький Будда" (11 piccolo Budda), 1992; "Ускользающая кра­сота" (Io ballo da sola/Stealing beauty), 1997; "Среда обитания" (L'assedio), 1999.

Библиография: Богемский Г. Кино Италии сегодня. М., БПСК, 1977; Бачелис Т. Политические мотивы в итальянском кино. // Искусство и общество. М., На­ука, 1978; Караганов А. Киноискусство в борьбе идей. // М., Политиздат, 1982; Боброва О. Родословная крестьянского фильма. // Кинематограф Западной Ев­ропы и проблемы национальной само­бытности. М., ВНИИК, 1985; Бертолуч­чи Б. Мы часть чужой культуры. // Ис­кусство кино. 1995, № 8; Casetti F. Bertolucci unaparabola. // Vita e Pensiero. a. LIU, n. 6—7. Tema del traditore e dell'eroe. Finzione, Torino, Einaudi, 1972; Quaresima L. II discorso allegorico: Bellocchio, Bertolucci, I Taviani, Ferreri. // Storia del cinema, v. IV, Garzanti, Roma.

Бернардо Бертолуччи в разделе Мастер-класс:

Андрей Плахов. Всего 33 звезды мировой кинорежиссуры - 296 K

Бернардо Бертолуччи в разделе Статьи:

Новости кино: 18 - 24 октября 2006

Цитаты:
Что такое кино?
Зрители
Режиссеры о своих фильмах


Персоналии  
Крейвен, Уэс
Кирсанов, Дмитрий
Коэн, Итан
Любич, Эрнст
Вайда, Анджей
Триер, Ларс фон
Кон, Гарри
Северин-Марс
Коннери, Шон
Жене, Жан-Пьер
Жулавски, Анджей
Уайлдер, Билли
Герасимов, Сергей
Бертон, Тим
Полански, Роман
Монро, Мэрилин
Мельес, Жорж
Фор, Эли
Альмодовар, Педро
Де Ниро, Роберт


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100