Регистрация | Вход: Rambler's Top100
о нассценариимастер-класссотрудничествопроекты
Персоналии  
Ганс, Абель

ABEL GANCE

Французский режиссер и сценарист. Родился 25 октября 1889 г. в Париже, умер 11 октября 1981 г. там же. Начинал как поэт, драматург, театральный и киноактер, в частности снялся в 1909 г. в филь­ме "Мольер" (Moliere, реж. Л. Перре). В 1910—1911 гг. писал сценарии для Л. Фейада и А. Капеллани. Дебютировал как режиссер и продюсер фильмом "Плотина" (1912). В том же году снял картину "Белый негр". Во время первой мировой войны служил в армии, снимал пацифистские фильмы — " Возвращаются ли мертвые?" (1915), "Героизм Падди" (1916), "Что рассказывают волны" (1916), "Перископ" (1916). Одновременно экспериментировал с монтажом, двойными экспозициями, субъективной камерой и деформирующей оптикой, в значительной степени предвосхищая импрессионистические поиски французского "авангарда" — "Безумие доктора Тюба" (1915), "Матерь скорбящая" (1917), "Десятая симфония" (1918) и, особенно антивоенная драма "Я обвиняю!" (1918).

Наиболее значительным фильмом первого периода творчества стал фильм "Колесо" (1923), "железнодорожная симфония" рельсовых путей, движущихся паровозных колес и рычагов, облаков пара и дыма, снятых в ошеломляющем по тем временам ритме, с неожиданными монтажными решениями и стыками, многократными экспозициями, перемежающимися неожиданными лирическими и мелодраматическими сценами. Однако подлинной вершиной творчества Ганса стал фильм "Наполеон" (1927), в окончательной версии длящийся более четырех часов, а в первоначальной более двенадцати. Это действительно портрет великого императора "по Гансу" — субъективная биография, описанная субъективной камерой (именно Ганс окончательно освободил кинокамеру от статики раннего немого кино, установив ее на сконструированной им специальной тележке, подвесив ее к седлу мчащейся лошади, намертво припечатав к корпусу оператора, который бежал с ней, оглядывался на бегу, переводил взгляд с одной точки на другую. Финальные сцены фильма были сняты в изобретенной Гансом технике "поливидения", состоявшей в одновременной троекратной проекции фильма на трех экранах: правый и левый показывали Великую Армию на марше, а средний — Наполеона. (В 1971 г. Клод Лелуш реконструировал поврежденную копию и приспособил ее к демонстрации под названием "Наполеон и революция", удостоенной Большой премии французского кино в 1974 г. Затем фильм был еще раз реконструирован Французской синематекой в 1984 г.).

После провала картины "Конец мира" (1930) Ганс теряет доверие продюсеров и вынужден снимать звуковые варианты своих лучших фильмов ("Матерь скорбящая", 1937, "Наполеон", 1934, "Я обвиняю!", 1938), а также чисто коммерческие ленты ("Дама с камелиями", 1934), а с 1944 по 1953 г. вообще не работает в кино. Лишь в 1954 г. Ганс снял фильм "Нельская башня", а затем последний вариант своей "бонапартианы", фильм "Аустерлиц" (1960, совм. с Р. Ришбе). В общей сложности за свою долгую творческую жизнь он снял более сорока полнометражных игровых фильмов, а также несколько экспериментальных короткометражек, в отличие от фильмов игровых особого влияния на развитие кинематографа не оказавших. Его технические нововведения не ограничивались разработкой полиэкрана, но распространились и на эксперименты в области звука. В частности, именно Ганс в 1929 г. первым сформулировал понятие "звуковой перспективы", предвосхитившее появление стереофонии, а также "пиктографии" (употребления статических изображений для создания иллюзии реального пространства, 1938) и "мажирамы" (Magirama, совм. с Н. Каплан, 1956).

Фильмография: "Плотина" (La Digue), "Белый негр" (Le Negre blanc), "Ноги на потолке" (Ilyadespiedsauplafond), "Маска ужаса" (Le Masque d'horreur), все — 1912; "Возвращаются ли мертвые?" (Les Morts reviennentils?), "Безумие доктора Тюба" (La Folie du D'Tube), оба — 1915; "Загадка десяти часов" (L'Enigme de dix heures), "Цветок развалин" (La Fleurdes mines), "Прикрасы" (Fioritures), "Сумасшедший со скалы" (Le Fou de la falaise), "О чем рассказывают волны" (Се que les flots racontent), "Барбаросса" (Barberousse), "Героизм Падди" (L'Heroismede Paddy), "О чем рассказывают волны" (Се que les flots racontent), "Перископ" (Le Periscope), "Смертоносные газы" (Les Gaz mortels), все — 1916; "Право на жизнь" (Le Droit a la vie), "Матерь скорбящая" (Mater Dolorosa), "Зонасмерти" (La Zone dela Mort), все — 1917; "Десятая симфония" (La Dixieme Symphonie), "Я обвиняю!" (J'accuse), оба — 1918; "На помощь!" (Ausecours!), "Колесо" (La Roue), оба — 1923; "Конец мира" (La fin du monde), 1930; "Хозяин кузницы" (Le Maitre de forges), 1933; "Роман о бедном молодом человеке" (Le Roman d'un jeune homme pauvre), "Наполеон" (Napoleon), оба - 1934; "Лукреция Борджиа" (Lucrece Bor­gia), 1935; "Жером Перро, герои баррикад" (Jerome Perreau, herosdesbarricades), "Великая любовь Бетховена" (Un grand amour de Beethoven), оба — 1936; "Матерь скорбящая" (Mater Dolorosa), 1937; "Похититель женщин" (Le voleurdefemmes), "Луиза" (Louise), "Я обвиняю!" (J'accuse), все — 1938; "Потерянный рай" (Раradis perdu), 1939; "Слепая Венера" (La Venus aveugle), 1941; "Капитан Фракасс" (Le Capitaine Fracasse), 1943; "Дама с камелиями" (LaDameauxcamelias), 1954; "Нельская башня" (La tour de Nesle), "Аустерлиц" (Austerlitz, совм. с Р. Ришбе), оба — 1960; "Сирано и Д'Артаньян" (Cyrano et d'Artagnan), 1964; "Мария Тю­дор" (Maria Tudor), 1966.

Сочинения: Le temps del'image. Paris, 1929; Prizma. Paris, 1930.
Библиография: Лепроон П. Современные французские режиссеры. М., 1960; Daria S. AbelGancehieretdemain. Paris, 1959; Icart R. Abel Gance. Paris, 1960; Jeanne R., Ford Ch. Abel Gance. Paris, 1963; Abel Gance — eine Dokumentation. Dusseldorf, 1969.

Энциклопедия Европейские режиссеры / М. Черненко

Утопическая переоценка социальной и культурной роли кинематографа характерна для творчества крупного французского кинорежиссера Абеля Ганса, стремившегося создать настоящий культ кино, «возвысить седьмое искусство до уровня религиозного действа. Этот энтузиазм прозелита сыграл в судьбе художника далеко не однозначную роль, сделав его одним из создателей новых форм кинозрелища, но и наложив на многие его фильмы печать претенциозной выспренности.
Ганс родился в Париже 25 октября 1889 года. Ещё будучи учеником коллежа, он начинает страстно увлекаться искусством. Юноша бросается от одной формы самовыражения к другой. То это музыка - Ганс учится играть на скрипке, виолончели, рояле и даже виоле д’амур; то это театр - он просиживает все вечера в модном тогда «Театр Франсе» на спектаклях Анри Батайя и Анри Бернстейна; то, наконец, литература - его юношескому перу принадлежит сборник стихов «Палец на клавише», пьеса «Дама озера», трагедия в стихах в духе Д’Аннунцио «Нике Самофракийская». С двадцати лет молодой Ганс начинает сниматься в эпизодических ролях в кино, в том числе в фильме Макса Линдера, одновременно пишет сценарии, некоторые из которых были поставлены такими заметными режиссерами, как Луи Фейад и Альбер Капеллани.
В 1915 году он начинает работать режиссером в фирме «Фильм д'ap» (до этого им уже было снято несколько малозначительных лент). Наиболее значительным произведением раннего периода творчества Ганса явился фильм «Безумие доктора Тюба», в котором режиссер использовал систему искажающих зеркал для передачи субъективного видения человека, страдающего галлюцинациями. Однако картина, бывшая, по мнению продюсеров, слишком эксцентрическим экспериментом, не увидела экрана. Фильмы, поставленные Гансом в 1917-1919 годах: «Зона смерти», «Матерь скорбящая», «Десятая симфония» и «Я обвиняю», выдвигают его в ряд наиболее крупных французских кинорежиссеров.
Над всеми произведениями режиссера возвышаются два - «Колесо» (1920-1923) и «Наполеон» (1924-1927). Оба фильма дошли до наших дней в сильно изуродованном виде, но в оригинале представляли из себя огромные эпико-лирические «симфонии», как определяет их жанр историк кино Пьер Лепроон.
В этих работах воплотилась мечта Ганса о создании некоего титанического кинозрелища, способного вобрать в себя всю поэзию мироздания.
Огромное впечатление на современников произвело «Колесо». Здесь Гансом впервые применен прием «ускоренного монтажа», когда знаменитый эпизод «бешеного поезда» решался через укорачивание монтируемых кусков, что создавало ощущение нарастающей скорости и неминуемой катастрофы
В «Колесе» впервые получило законченное воплощение стремление Ганса к сращению кинематографа с музыкой. Симптоматично, что музыкальным сопровождением к фильму послужил манифест музыкального «техницизма» - «Пасифик 231» Артура Онеггера.
«Наполеон» - гигантская эпическая фреска. Для ее создания Ганс использовал прием тройного экрана или «поливидения». В «Наполеоне» целый ряд эпизодов разворачивался одновременно на трех экранах так, что изображения сталкивались в симультанной проекции. Здесь также был использован метод множественных наплывов. Эти приемы в известной мере явились данью гансовскому стремлению создать кинематографический симфонизм с его сложным переплетением различных зрительных тем. Тройной экран мыслился художником как средство создания аналога музыкальной полифонии.
После завершения «Наполеона» Ганс приступает к реализации своего поистине циклопического замысла. Он работает над фильмом «Конец мира». В нем режиссер стремился создать картину будущего, в него должно было входить повествование о великих религиях и пророках. В своем стремлении превзойти «Нетерпимость» Гриффита Ганс питался модными в то время идеями Камиля Фламмариона. В основу фильма должна была лечь выспренная, символическая и полумистическая притча, в которой действовали бы Мечта, Женщина, Капитал и иные герои-аллегории.
После провала этой затеи Ганс не устает вынашивать подобные же «безумные» замыслы. Те фильмы, которые он время от времени (довольно редко) ставит, часто лишены художественного значения. Банальная мелодраматичность и претенциозность здесь царят над эстетически ценным. Таковы «Потерянный рай», «Великая любовь Бетховена», «Лукреция Борджиа» и другие.
Ганс умер 10 ноября 1981 года

Ганс с вызывающей удивление последовательностью пронес свои взгляды через всю жизнь. В 50-е годы он вновь упорно повторял пророчества о грядущем явлении нового «храмового» сверхискусства.
Сегодня становится все более очевидным тот факт, что искания Ганса, его принципиальная открытость всему спектру художественных возможностей сыграли важную роль в становлении самосознания кинематографа.

Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг. / Сост. М. Б. Ямпольский
Пер. с фр. /Предисл. С. Юткевича. - М.:  Искусство, 1988.- 317 с.

Абель Ганс в разделе Мастер-класс:
Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг.

Цитаты:
Что такое кино?
Сценарий
Зрители


Персоналии  
Паркер, Алан
Аркан, Дени
Гомон, Леон
Любич, Эрнст
Хейфиц, Иосиф
Лелюш, Клод
Калатозов, Михаил
Скорсезе, Мартин
Мингелла, Энтони
Хичкок, Альфред
Дефорд, Фрэнк
Балаш, Бела
Донен, Стэнли
Александров, Григорий
Аронофски, Даррен
Баронселли, Жак де
Росселини, Роберто
Арагон, Луи
Герасимов, Сергей
Маль, Луи


все персоналии
главная | киносайт | контакты | форум | блог

  Rambler's Top100